Этноним «чукчи», которым с XVI века русские землепроходцы стали называть один из малых коренных народов Крайнего Севера, происходит от местного слова «чакча» – «богатый оленями». Олени всегда были важной составляющей чукотских ритуалов, чукотской жизни и даже чукотской смерти.
Тайны загробного мира
Известно, что в чукотской мифологии существует несколько уровней загробного мира, и небо одного является землей другого. Какой из миров станет пристанищем покойного, зависит от его образа жизни и характера смерти. Умершие от естественных причин обитают под землей, где они встречаются с душами умерших родственников. Там они живут в круглых кожаных шатрах и, как и при жизни, занимаются охотой и морским промыслом. При этом после смерти душа покойника может как помогать живым, так и превратиться в злого духа, вызывающего падеж скота, болезни и погибель.
Последние приготовления
С момента смерти и до похорон у чукчей, как правило, проходят сутки. Все это время усопший скрыт от посторонних глаз в шатре, а тело и лицо его закрывают оленьи шкуры. Вход в шатер охраняют два «защитника» – задача этих людей следить, чтобы покойник не навредил живым. Наутро члены семьи покойного заходят в шатер, тело мертвеца замыкают в хоровод и начинают двигаться по часовой стрелке, издавая при этом медвежий рык, перешагивая через ноги усопшего и трижды пиная труп, как бы отталкивая его в другой мир. В изголовье ставят деревянную миску с кусочками сушеного мяса, которое в конце обряда съедают, как бы насыщая перед дальней дорогой самого умершего. Раньше бывало, что покойника «кормили» в буквальном смысле – ему в рот просовывали кусочки мяса и жира.
Затем пожилые женщины, одетые как вороны, с повязками из травы на руках и поясе для защиты от злых духов, обмывают и обряжают покойного. В отличие от других малых северных народов, чукчи сумели сохранить развитое оленеводство до сегодняшнего дня, а потому сохранился традиционный обычай хоронить покойника в специально пошитой для него кухлянке – одежде из оленьих шкур (желательно белого цвета). При этом олени должны принадлежать умершему, иначе покойника на том свете могут не принять. Если во время кремации на погребальном костре на трупе кухлянка разлетается, это дурной знак. Лицо умершего закрывают меховым капюшоном. Также в дорогу усопшему дают ряд ритуальных предметов, которые могут пригодиться в царстве мертвых: нож, огниво, расческу, кисет с табаком, немного сушеного мяса. Женщинам вдевают в уши бисерные серьги, кладут скребок, набор для шитья и посох, а мужчинам – копье.
Обряд погребения
Провожать умершего до места погребения приходят друзья и родственники. Малочисленные похороны у чукчей не в чести: души умерших могут поинтересоваться у новоприбывшего, кто провожал его в мир мертвых, а кто пренебрег отдать последнюю дань уважения. При этом традиционный чукотский погребальный обряд в прежние века был, мягко говоря, весьма своеобразным. Вот как в 1900 году описывал его «Русский антропологический журнал»: «Покойника увязывают на санях, запрягают оленей и везут на указанное место, где закалывают оленей, кусками которых окутывают покойника, сняв с него всю одежду. Когда труп совершенно окутан, ближайший родственник перерезывает ему горло и потом вскрывает грудь, стараясь вытащить наружу или обнажить часть сердца и печени. Эта операция производится в рукавицах и притом нужно стараться не прикасаться к трупу руками. После этого труп покидается в поле на добычу волкам и песцам». Практиковались прежде и случаи ритуального каннибализма. Когда вскрытые мягкие ткани трупа завяливались, чукчи иногда съедали их, а из костей изготовляли амулеты и обереги – таким образом они делали покойного покровителем своего рода. А вот съесть тело врага считалось опасным. Иногда также кости и высушенную мертвечину складывали в специальный кожаный мешок, который называли «дедом». Его хранили как мощнейший оберег и в случае беды приносили ему щедрые жертвоприношения.
Сегодня, конечно, трупы никто не ест, а умерших принято сжигать на костре или хоронить в земле на специально отведенной для этого возвышенности, которую называют Шаманкой, – у каждого рода своя. Однако декарнация – вскрытие трупа перед погребением, практикуется по-прежнему. Эта традиция, помимо прочего, помогает удостовериться в причине смерти. К слову, прежде кремации подвергали погибших в бою воинов или пожилых родственников, умерших по «обычаю добровольной смерти», когда престарелый член семьи добровольно позволял родным убить себя, чтобы не быть им обузой. Прежде на погребальный костер умершего укладывали на нартах – санях для езды на оленях или собаках. Теперь по бокам от тела кладут символические палки-ходули, которые должны упростить ему дорогу на тот свет. Для особо уважаемых пожилых родственников и по сей день закалывают оленя, в дорогу покойному дают также рыбную косточку – ей он должен угостить собак, которые первыми встретят его в царстве мертвых.
За ритуальным костром следит один посторонний человек, который считывает возможные «сигналы свыше». Например, если у трупа при сгорании поднимается левая рука, это говорит о сглазе, если правая – скоро в доме умрет еще кто-нибудь. Родственникам же смотреть на костер не положено, чтобы не накапливать тяжелые воспоминания. Наоборот, хоронить умерших принято легко и весело, чтобы и душе преставившегося было легко. Напоследок кострище обкладывают ветками, а поперек дороги кидают камни, чтобы покойник не смог вернуться. По дороге домой всех участников похорон очищают, обмахивая ветками ольхи, жилище покойного также окуривают ольховым хворостом и вешают над порогом в качестве амулета пучок жимолости. Поминать усопшего принято свежей рыбой, которую передают друг другу в тарелке по часовой стрелке, затем ей отрезают голову и, перевязав травой, также на три дня вешают над входом.
На следующий день после похорон на Шаманку возвращаются близкие родственники, чтобы собрать прах, а осенью проводится тентик – всеобщий обряд поминания для всех, кто почил за последний год.