Найти тему
Книжная Йети

Мини-гид по фонетическому разбору слова

💥Фонетический разбор (или звуко-буквенный анализ слова) - это анализ звуков и букв, из которых это слово состоит. Подобный анализ необходим для того, чтобы мы могли анализировать звуки и буквы, грамотно писать, а также верно произносить слова.

С чем у детей могут возникнуть здесь затруднения? Первое - они не знают алгоритм разбора и не знают с чего начать. Второе - неправильно определяют звуки и указывают их характеристики. Разберем эти сложности по порядку.

Звуко-буквенный анализ слова принято делать по единому алгоритму. Вот он на карточке:

-2

✨Разберем этот алгоритм на самом простом примере. Разберем слово “кот”:

-3

💥Вторая сложность - это как раз верно определить звуки и дать им правильную характеристику.

Когда мы произносим слово, то слышим звуки - это то, как звучат буквы в его составе. Поэтому, когда мы записываем транскрипцию, то записываем именно так, как звучат буквы. В некоторых словах одна и та же буква может обозначать два звука одновременно либо не звучать вообще.

Как дать характеристику звуков и научить ребенка слышать слова я писала в ряде статей, посвященных фонетике. Вот они:

✨Сегодня рассмотрим на конкретных примерах частые ошибки.

  1. В слове есть буква, которая дает двойной звук. Это буквы Ю, Я, Е, Ё, если стоят в начале слова, после ь и ъ, а также после гласной буквы. Или же, наоборот, в слове есть буква, которая не обозначает звука - это ь и ъ. Разберем на примере слов - “Яма”, “Вьюга” и “Июнь”.
-4
-5
-6

Следует обратить внимание, что если в слове есть йотированная гласная, то в этом слове звуков больше букв (это пригодится при выполнении тестовых заданий, там любят такие вопросы). Если в слове есть “ь или ъ”, то звуков меньше, чем букв. Про мягкий и твёрдый знак часто забывают при подсчете общего количества букв и звуков.

2. В слове есть непроизносимая согласная. Рассмотрим пример слова “солнце”.

-7

Здесь также важно правильно произнести слово. Не слышим звук [л], так и в транскрипцию не вносим.

3. Слова с безударной гласной в корне слова. Здесь ошибки в написании транскрипции. Например, возьмем слово “Корова”. Транскрипция будет [карова]. Гласная в первом слоге является безударной, находится в слабой позиции, поэтому мы и произносим звук [а]. В этом может возникнуть ошибка, в остальном разбор обычный.

4. Слова с согласной парной по глухости и звонкости в корне слова или на конце слова. Случай, когда мы пишем звонкую букву на конце (в середине) слова, а слышим глухую. Например, слово “дуб”:

-8

Популярная ошибка - указывают характеристику букве, а не звуку. В данном случае мы характеризуем звук [п], а он глухой.

5. Слова с удвоенной согласной. Например, слово “весенний”. Вторая “н” не обозначает звук. Поэтому в слове 8 букв и 7 звуков.

💥Вот и все. Кажется, мне удалось охватить самые проблемные моменты, которые могут возникнуть у детей в начальной школе. Надеюсь, мои небольшие шпаргалки помогут вам разобраться с домашним заданием на эту тему!

Поблагодарить автора можно реакциями и комментариями или 👇👇

#русский язык #фонетика #анализ слова #транскрипция #начальная школа #домашнее задание #школьная программа #репетитор #дети #родители