Сколько раз Вы собирались заказать сайт, но отказывались от этой идеи после просьбы предоставить Техническое задание или заполнить бриф? По своему раннему опыту могу сказать, что не один раз точно.
Почему же так сложно составить ТЗ?
Возьмем классического представителя малого бизнеса. Он хорошо знает свою работу и умеет делать ее лучше других. Как правило, не только руководит бизнесом (что уже немало), но и сам фактически и физически оказывает услуги. Часто он понимает, что сайт ему нужен, но вообще не представляет, какой это должен быть сайт, сколько он должен стоить и почему, и какие, конкретно, задачи должен выполнять. А ведь именно эти вопросы и ложатся в основу пресловутого ТЗ.
Добавьте человеческий фактор, - не каждый готов признать, что он чего-то недопонимает или не знает, особенно про свой бизнес. И кто-то делает наугад, а кто-то предпочитает не делать того, чего не понимает, в принципе.
Так и что дальше?
А то, что в этой ситуации нет ничего необычного. Она очень характерна для представителей малого бизнеса. Они труженики, а не маркетологи. Про свой бизнес они знают всё, но не умеют преподнести это с точки зрения ТЗ. Максимальная конкретика, которую мне удавалось получить от них сходу, это сумма, которую они могут себе позволить, и «ни копейки больше». И это уже хорошо.
Что же делать по факту с этим самым ТЗ?
По своему опыту могу сказать, что это самое ТЗ мне в 60% случаев приходится составлять самой. И сразу: Нет! Не на свое усмотрение! По факту я собираю информацию в процессе общения. Постепенно у меня формируется картинка бизнес-модели клиента и его конкурентов, их особенностей и преимуществ.
Через пару-тройку встреч или онлайн-сессий мы приходим к реальным потребностям и возможностям клиента относительно сайта. Обсуждаем разные варианты и понимаем, что и зачем будем или не будем делать в интернете. Потом я делаю небольшой самостоятельный и объективный анализ рынка и пишу ТЗ, себе же по факту. Мне это не сложно,- я специалист в области интернет-маркетинга, меня этому научили.
И что, «прямо все сами за меня и сделаете»?
Да, но не все, - информацию даете Вы. И не бесплатно, - за разработку ТЗ я возьму немного денег, которые окупят мое время, затраченное на диалоги и аналитику. Я создаю очень недорогие, простые, но эффективные сайты на Tilda. Их главным и конкурентным отличием являются грамотные маркетинговые решения, как в структуре, так и в текстах, офферах, заголовках и прочих составляющих сайта.
И главное, - до каждого пункта ТЗ и каждого решения мы дойдем с клиентом вместе. У него не останется непонятных вопросов и сложится ощущение, будто он сам так классно все придумал, что по факту недалеко от истины. Я просто помогла с точки зрения маркетинга. Думаю, это идеальный подход к ТЗ, если твой клиент представитель малого бизнеса.
Но ведь ещё можно просто заполнить бриф?
Да, конечно. Это такая длинная анкета с большим количеством непонятных вопросов. Когда я работала на стороне заказчика (до обучения маркетингу) мне больше всего нравились вопросы про цветовую гамму и фирменный стиль. А Вам?
Еще меня всегда восхищала просьба – дать ссылки на сайты конкурентов или просто хорошие, на мой взгляд, сайты. Это, видимо, на тот случай, если я вообще не соображаю, чего хочу. И тогда мне сделают что-то похожее на чужие задачи и за те деньги, которые понадобятся разработчикам на решение (в идеале, - самое лучшее решение) тех самых чужих задач.
И не забываете, мы говорим о проблемах малого бизнеса. Крупные компании с грамотными маркетологами дают очень хорошие, детализированные ТЗ. Я и сама много лет это делала со стороны заказчиков, когда научилась. Всем добра и классных сайтов!
Больше информации на моем сайте https://saityprosto.ru.
#СайтНаТильде #ЗаказатьСайт #НедорогойСайт #РазработкаСайта #ДизайнСайта #ЗаказатьЛендинг #ПродающийСайт #СайтНедорого