Найти в Дзене

Как научиться говорить "нет" в ответ на просьбу?

Оглавление

Казалось бы, простой выбор: сказать «да» или сказать «нет». Что может быть проще? А в действительности оказывается, что порой сказать «нет» гораздо сложнее, чем согласиться и выполнить просьбу. Даже в том случае, когда это «да» не отвечает личным интересам и желаниям человека. Чтобы не переступать через себя, чтобы не тратить время на выполнение чужих ненужных просьб, требуется научиться говорить людям «нет» в ответ на их просьбы.

Сразу оговорюсь. Конечно, отказывать нужно не всем и не всегда. Это требуется только в ситуациях, когда посторонние люди пытаются просто пользоваться добротой и безотказностью.

Почему люди не хотят отказывать?

«Полагаю, что более опытные люди могут своими просьбами меня чему-то научить и это пойдет мне на пользу».

«Боюсь показаться невежливым».

«Не хочу испортить отношения с человеком, что, возможно случится, если он услышит отказ».

«Помощь другим – это всегда правильный выбор».

«Нельзя игнорировать интересы других людей».

«Помогу я, помогут потом мне».

«Просто не знаю, как правильно отказать, не обидев».

-2

Как научиться отказывать?

  • Первое, что нужно сделать – это научиться ставить свои собственные интересы превыше интересов чужих людей. Да, требуется быть эгоистом хотя бы в незначительной степени.
  • Отказать – не значит обидеть. Даже отказывая человеку в выполнении просьбы, совсем необязательно портить с ним отношения. Для этого достаточно свой отказ вежливо обосновать. Ведь вполне вероятно, что человек действительно не может выполнить данную просьбу.
  • Оценить последствия согласия и отказа. Прежде чем дать ответ на какую-нибудь просьбу, необходимо оценить, что будет при ответе «да». Придется потратить свое время? Или финансовые средства? Делать то, что не нравится и не хочется? Так имеет ли смысл соглашаться?
  • Уважать себя – это важно. Бывают объективные причины, когда сложно поставить себя выше другого человека и почувствовать достаточно уверенности в себе для отказа. Например, новичку на работе сложно отказать сотруднику с большим стажем работы. Но делать это необходимо в том случае, когда опытный сотрудник просто пытается «воспользоваться» новичком и заставить его выполнять часть чужой работы. Нужно дать понять, что неуважение недопустимо.
-3

  • Не стоит отвечать моментально. Первая эмоциональная реакция может привести к неправильному ответу, о котором впоследствии человек пожалеет. «Я подумаю» звучит вполне нейтрально и позволит выиграть паузу для принятия правильного решения.
  • Использование метода «перевода темы». Это может быть вполне эффективным. Например, при просьбе нищего на улице дать немного денег можно предложить купить ему хлеба, ведь, как правило, они просят именно «на хлеб». То есть вроде бы человек и не отказал, но перевел просьбу в такой формат, что она потеряла свой смысл.

Преодолев внутренний психологический барьер нерешительности и неуверенности, можно не только научиться говорить посторонним людям «нет», но и повысить собственную самооценку.