Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

А мне и петь охота. Могут ли музыка, ИЗО и труд быть необязательны в школе?

   Урок слесарного мастерства в московской школе.
Урок слесарного мастерства в московской школе.

Какие предметы в школе обязательны, а какие нет? Почему в одной школе, скажем, в 5 классе у детей есть рисование, а в другой нет?

Чтобы разобраться, какие предметы обязательны, а какие желательны, нужно читать Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они есть отдельно для начальной, средней и старшей школы. И в них нет ничего по поводу исключения музыки, рисования или трудов из обязательных предметов.

С 1 сентября вступили в силу обновлённые ФГОС для начальной и основной школы (с 5 по 9 класс). Там прописано, какой минимум знаний должен получить ученик по каждой дисциплине. Новый ФГОС дает возможность изучать 5 предметов углублённо. Можно выбрать математику, физику, информатику, биологию, химию. Требования к знаниям прописано отдельно для углублённого и базового уровня изучения.

Обновлённые стандарты начали действовать в 1 и 5 классе. В остальных — продолжают учиться по прежним. Либо, если школа имеет возможности, может переходить на новые ФГОС.

Что изменилось еще?

Второй иностранный язык теперь стал необязательным. Раньше было минимум 1-2 урока в неделю. Теперь его можно изучать вне основных уроков, если у школы есть ресурсы его преподавать, а родители изъявили такое желание.

Важно, что в документе даны только ориентиры — чему учить ребёнка и какие результаты нужно получить на выходе. А как это делать — школа решает сама.

«Учебный план каждая школа формирует самостоятельно, — поясняет директор липецкой гимназии № 12 Ольга Уласевич. — Музыка, ИЗО и технология — обязательные предметы. Другое дело, что их могут проходить не в 5 классе, например, а в 6-м. Или даже в 7-м. Может быть разная разбивка по ступеням образования. И музыка, и изобразительное искусство, и технология остаются обязательными дисциплинами. Но вот возраст, в котором они даются, определяет школа».

По словам председателя Общества потребителей образовательных услуг Виктора Панина, родители тоже могут влиять на составление учебных программ. Для этого необходима аргументированная позиция — почему родители считают введение того или иного предмета (будь то второй иностранный, финансовая грамотность или другой) в конкретном классе необходимым для их детей. По закону у школы только 70% учебных программ имеют обязательное наполнение, а еще примерно 30% — вариативная часть, которую определяет сама школа.