Найти тему
Мозаика Интересов

Есть ли рынок фастфуда в Иране? И что происходит с ним сейчас?

Пятьдесят лет назад открытие франшизы KFC в Тегеране было признаком прогресса. Сегодня это противозаконно. Тем не менее рынок с каждым годом растет и без известных брендов. Почему же так?

Когда в Иране появился фастфуд?

До событий 1979 года Тегеран был космополитическим городом, который блистал западным влиянием: светскостью, мини-юбками и сетями быстрого питания, такими как McDonald's и Kentucky Fried Chicken. Но новый правитель, аятолла Рухолла Хомейни, настаивал на возвращении к исламским ценностям и устранении американского влияния. Поэтому женщин заставили покрываться, а американские франшизы стали вне знакомы.

Со временем Иран превратился в изолированную нацию, ориентированную на традиционализм. Однако большинство иранцев все также любили гамбургеры в стиле McDonald's.

Реклама копии пиццерии Pizza Hut в Иране
Реклама копии пиццерии Pizza Hut в Иране

Изменения начались в 1990-х годах, после смерти Хомейни, законы Ирана стали менее жестким. Иранские предприниматели, вдохновленные успехом фастфуда за рубежом, открыли в Тегеране свои заведения(Позже они распространились на средние города).

"Иранцы устали от ограниченного выбора продуктов питания и искали возможность быстро перекусить", - говорит иранская журналистка - "Фастфуд казался выходом из положения, тем более что многие иранцы ездят в Дубай и пробуют там американские франшизы фастфуда".

Типичная картина в современном Тегеране
Типичная картина в современном Тегеране

В течение следующих нескольких десятилетий открылись десятки заведений: Mash Donalds, Boof Burger, Subways, Sheak Shack, Pizza Hat. Часто традиционные ингредиенты сочетались с западными форматами, что положило начало создания уникальных блюд, таких как завернутые в лаваш буррито с начинкой из джуджа (куриного) кебаба, овощей гриль, шафранового риса и желтого изюма.

"Фаст-фуд в Иране очень сильно отличается от других стран и культур", - говорит Махан Каземи, любитель фаст-фуда из Тегерана,- "В нем присутствуют элементы нашей культуры. Наши бургеры иногда совершенно не похожи на то, что вы привыкли есть в Западном Мире"

Что происходит сейчас?

Согласно официальной статистике, около 79 миллионов иранцев (23,8 миллиона семей) ежегодно тратят 6,3 миллиарда долларов на питание в ресторанах.

По вечерам в тегеранском торговом центре "Палладиум" рестораны наполнены посетителями. Расположенные на первом и третьем этажах знаменитого торгового центра, они усеяны современными желтыми и лаймово-зелеными стульями и возвышающимися искусственными пальмами.

На лотках и прилавках американские блюда и пицца соседствуют с тостадас, курицей кацу и индийской едой. Люди стоят в очереди до 10 минут. Некоторые из этих сетей даже не являются копиями западных брендов, это уже оригинальные концепции.

Добро пожаловаться в Mash Donalds
Добро пожаловаться в Mash Donalds

"Я всегда рад заглянуть в ресторан быстрого питания", - говорит один из посетителей, - "Многие иранцы воспринимают фастфуд как новинку, которая оживляет вечера, или предпочитают приносить на свои вечеринки гамбургеры и буррито, а не проводить часы на кухне"

Что будет происходить в будущем?

С большой долей вероятности рынок фастфуда в Иране только продолжит расти. Быстрая еда навсегда закрепилась в сознании массового потребителя. Скорее всего Иран все больше будет уходить от создания копий американского фастфуда в сторону чего-то своего и улицы Тегерана заполнят бургеры с персидскими названиями.