Найти тему
MARSIANNA

Про вокальное продюсирование

Фото: Мария Бондарева
Фото: Мария Бондарева

Как я писала в посте "обо мне", помимо артистической деятельности я занимаюсь вокальным продюсированием. Главный мой проект - это, конечно же, авторский Marsianna, но я также работала с такими артистами как Apassiona, Илья Киреев, Александр Бабенко, SHOO и проектами арт-кластера "Таврида" и сообщества "Энтузиаст", LAB.

Думаю, не многие знают, что такое вокальное продюсирование, и не придают значения этому этапу песнепроизводства, потому что чаще всего множество задач вокального продюсера выполняют вокальный коуч, сонграйтер, режиссер звукозаписи, миксинг-инженер, - разные люди, а не один человек.

Итак, что же все таки включает в себя воукал-продакшн.

Первое - это, конечно, создание/редакция мелодий, и не только лид вокала, но и полная аранжировка бэков, адлибов и тд. Людей, которые выполняют только эту функцию + написание текста при создании песен, также называют сонграйтерами, но иногда нет задачи написать текст, а только продумать вокал.

Например, тебе приносят песню, а ты немного видоизменяешь мелодию, чтобы звучало более стильно, или сочиняешь с кем-то песню и понимаешь, что вот эта фраза, которую человек спел прозвучит гораздо круче, если чуть поменять мелодический или ритмический рисунок. А бэки и адлибы - это, конечно, отдельный вид искусства, они могут преобразить песню почти так же, как инструментал.

Второе - курирование процесса записи. На что, по-моему, нужно в первую очередь обращать внимание во время записи - это звукоизвлечение и фразировка. Понимаете, все остальное можно поправить на постпродакшне - кривые ноты, бегущий вперед слог - но не звукоизвлечение и фразировку. Не говоря уж о том, что от них напрямую зависит эмоция, которую вы выражаете в песне, поэтому нужно уделять этому особое внимание. Так же, если вы работаете с другим вокалистом, важно уметь объяснять человеку, что ты от него хочешь понятными ему ассоциациями. Например, "спой, как будто ты поешь кому-то, кто стоит далеко" и тд.

Третье - постпродакшн: тюн вокала, правка ритма, балансирование фраз по громкости, балансирование всех вокальных дорожек по громкости относительно друг друга, панарамирование бэков. Вообще удивительно насколько много можно сделать в постпродакшне. Иногда я просто спасала неудачную сессию на студии тюном и прочими инструментами, а кому-то даже рисовала мелизмы) Кстати, раньше я не очень хорошо относилась к тюну, считала, что это какой-то обман))) Но теперь немного жалею, что допустим не отдала вокал в Help me на тюн (я тогда не умела сама). Это же не значит, что ты плохой вокалист, раз потюнил вокал, зато студийка с шороховатостями останется в интернете навечно… В этом тоже нет ничего страшного, но я это сравниваю с тем, что на торжественное мероприятие мы же идем накрашенными и красиво одетыми, а не в повседневной одежде, вот и студийка должна звучать отлично!)

-2

Подведем итог. Вот мои действия, когда я полностью отвествена за вокал в песне:

- всегда записываю все идеи лидов, бэков, адлибов (чаще всего даже без реальных слов) в проект и делаю полную демку со всеми вокалами, которые, по моему мнению, должны звучать в треке, и даже изображаю некоторые пространственные идеи (типа ревера или панорамирования), чтобы потом миксинг инженер при сведении это все учел

- во время записи, мучаю себя или другого человека, который записывает вокал, пока не добьюсь нужного звукоизвлечения, фразировки и эмоции во фразе

- делаю постпродакшн, тк не каждый звукорежисер сможет услышать все тонкости, которые слышит вокалист, тем более в своем вокале)

- ииии мультитрек с вокальчиками отправляется миксинг инженеру на сведение!

(Уточню, что все выше сказанное - это мой личный опыт и мнение, на непоколебимую истину не претендую.)

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рада обсудить что-то по этой теме в комментариях :)