Найти тему
О Москве нескучно

История района Коптево: почему некоторые считают его скучным и застрявшим в прошлом московским "спальником"

Оглавление

Что находилось на месте района раньше? Откуда произошло его название, и какие с ним были сложности? Почему про него не вспоминали около 400 лет? За что в 19 веке эти земли очень полюбили московские дачники? Какую роль Коптево сыграло в развитии столичного трамвая? А также - каким район был в советское время? И как изменился сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Скрывалось под иными именами

Коптево не на слуху среди москвичей. Наверное, даже не все смогут ответить на вопрос, где находится этот район. Он располагается в северном административном округе и похож на узкую полоску между двумя железными дорогами - Октябрьской и Рижской. К началу 20 века на территории современного района существовало сразу три поселения: Коптево, Новое Коптево и Коптевские выселки. С двумя последними разберёмся позже. Их #история немного проще. А пока обратим наше внимание на деревню Коптево.

Район Коптево на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.
Район Коптево на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.

Она располагалась примерно там, где сегодня пролегает Коптевская улица. Первые документальные упоминания местности встречаются в 1595-1596 годах. Ими датируются записи в "Сборнике актов московских монастырей и соборов". Тогда князь Дмитрий Шуйский обменял село Топорково (на месте Большой Академической улицы - про него в статье рассказывать не буду, информации итак много) и две пустоши рядом (Игнатьевскую и Коптево) на село Вельяминово. Позже оно стало известно, как Владыкино. Интересно, что потом ни в каких документах Коптево больше не упоминалось.

Старое Коптево (на современной Коптевской улице), 1886. Фото Е. Величко с сайта www.pastvu.com.
Старое Коптево (на современной Коптевской улице), 1886. Фото Е. Величко с сайта www.pastvu.com.

Название превратилось, скорее, в народное. Даже на картах первой половины 19 века село указывали, как Георгиевское. Это имя оно получило после 1750-х годов в честь владельца местности грузинского царевича Георгия Вахтанговича. Ему принадлежало и соседнее Всехсвяткое (где сейчас находится метро "Сокол"). Ещё раньше Георгиевское имело двойное название - Сергиевское-Семёновское. Первая часть могла указывать на то, что здесь собирались возводить церковь в честь Сергия Радонежского. Вторая сообщала нам об имени одного из собственников земель середины 18 столетия Семёна Молчанова. Он занимал должность коллежского секретаря.

Почему Коптево

Откуда же взялось название Коптево? Историки, как это часто бывает, к единому мнению пока так и не пришли. Сторонники первой версии считают, что землёй когда-то могли владеть представители знатного рода Коптевых. Те, кто придерживаются второй теории, утверждают, что местность могла быть в собственности у боярина Константина Бутурлина. Мужчина имел прозвище "Копоть". Правда откуда оно взялось и какое значение имело, исследователи почему-то умалчивают.

Сразу три названия Коптева на восстановленной карте Московской губернии по данным на 1766 год. С сайта www.retromap.ru.
Сразу три названия Коптева на восстановленной карте Московской губернии по данным на 1766 год. С сайта www.retromap.ru.

В 1786 году Георгий Вахтангович умер, однако наследников не оставил. Георгиевское (иногда его в народе называли Егорьевским, потому что так было проще) перешло в собственность Кремлёвской экспедиции. Это дворцовое ведомство, которое ведало всеми московскими императорскими имениями. В целом, крестьянам под таким управлением жилось неплохо. Однако доходы от сельского хозяйства не радовали.

Коптево (в районе современной Михалковской улицы), 1899. Фото Е. Величко с сайта www.pastvu.com.
Коптево (в районе современной Михалковской улицы), 1899. Фото Е. Величко с сайта www.pastvu.com.

Земли было мало. Её качество не позволяло совершать "огороднические подвиги". Поэтому женщины в 19 столетии вязали на продажу колпаки, а также чулки. Мужчины нередко занимались извозом. В тот же период времени местность стала привлекательной для дачников. Здесь была красивая природа. В лесу росло много ягод и грибов. Это важно, потому что в дореволюционные времена москвичи очень любили делать заготовки, особенно варенье. Это считалось отдельным видом дачного досуга. Многие снимали дома на лето у крестьян. А некоторые строили свои особняки, попутно вырубая местную рощу.

Новое и Выселки

В первой половине 19 века, по одной из версий, нехватка крестьянских земель в Коптеве стала такой острой, что пришлось выделять для нескольких семей участки за пределом села. Позже из них образовались Коптевские выселки. Они располагались примерно там, где сегодня находится ж/д платформа "Красный Балтиец". Довольно быстро количество жителей поселения увеличивалось. Некоторые историки связывают это с тем, что рядом пролегало старое Волоколамское шоссе.

Коптевские выселки на карте окрестностей Москвы 1878 года. С сайта www.retromap.ru.
Коптевские выселки на карте окрестностей Москвы 1878 года. С сайта www.retromap.ru.

В том же 19 столетии в районе села Всехвятского на Петербургском шоссе появилась развилка. Оттуда начиналось новое Волоколамское шоссе. Есть точка зрения, что и своим появлением Коптевские выселки больше обязаны плотному движению вдоль шоссе, чем желанием выделить крестьянам дополнительную землю. Выгодное расположение быстро превратило местность в популярный дачный посёлок благодаря хорошей транспортной доступности. Кроме того, в окрестностях совсем не было промышленных предприятий. Одна лишь маленькая фабрика, где делали искусственные цветы.

Железнодорожная станция "Подмосковная" (сейчас "Красный балтиец", хотя на картах вы можете встретить старое название, но это отреставрированное музейное сооружение), 1905-1906. С сайта www.pastvu.com.
Железнодорожная станция "Подмосковная" (сейчас "Красный балтиец", хотя на картах вы можете встретить старое название, но это отреставрированное музейное сооружение), 1905-1906. С сайта www.pastvu.com.

Само #Коптево также постоянно увеличивалось в размерах. Возводить новые дома уже было негде. Поэтому для застройки начали использовать пустовавшие земли в южном направлении. Так появилось ещё одно село - Новое Коптево. А к изначальному названию главной деревни стали прибавлять слово "Старое". Многие территории у жителей отняли, когда строили Окружную и Рижскую железные дороги в начале 20 столетия. На последней появилась уже упомянутая мной станция "Красный Балтиец". Многим бывшим крестьянам не оставалось ничего, как связать свою трудовую деятельность с железной дорогой.

Не скучно, а спокойно

Частью Москвы Коптево стало в 1917 году. В 1930-х здесь начали строить пятиэтажные дома на Старопетровском проезде (сейчас он правда уже входит в состав Войковского района). Но эти сооружения не носили массового характера. Коптево стало важной местностью в истории развития московского трамвая. Здесь в 1923 году проложили рельсы до конечной остановки "Михалково". В 1947-м вагоны начали ходить в Коптево до Соболевского проезда. А через 19 лет маршруты продлили до открывшейся станции метро "Войковская".

В 1949 году на Соболевском проезде начал работать Коптевский рынок. Сюда приходили не только местные жители, но и приезжали москвичи из других районов. Это была просто открытая площадка, на которой торговали своей продукцией колхозники. Однако ассортимент предлагался весьма широкий. В 1950-х в Коптеве началось массовое жилое строительство. Район превратился в типичный спальный.

Несмотря на то, что здесь так серьёзно развивали трамваи в советское время, метро в Коптеве так и не появилось. В последние годы лишь начали работать две платформы МЦК - "Коптево" и "Лихоборы". Также имеется ж/д станция "Красный Балтиец", которая теперь относится к МЦД-2. Однако всё это весьма далеко от основных жилых кварталов. Особенно для тех, кто живёт в центральной части района. До ближайших станций метро приходится ехать на другом общественном транспорте. Зато Большая Академическая улица превратилась в часть Северо-Западной хорды. Жителям это не нравится. По их словам, стало пыльно и очень шумно. А сама улица стала одной большой пробкой.

В советское время Коптево сначала было частью Октябрьского района. Затем территорию поделили между Ленинградский и Тимирязевским. А после 1978 года часть земли отошла к Железнодорожному району. В современных граница Коптево появилось после административной реформы 1995 года. Сегодня это в основном тихий район. Если отойти от Большой Академической улицы, то уж не чувствуется столичного быстрого ритма и постоянной спешки. Многие отмечают, что из-за этого Коптево кажется скучным. Якобы это район с большим количеством малоэтажной застройки, вид которого напоминает Москву 30-летней давности. Но сейчас многие пятиэтажки сносят по программе реновации (123 штуки). Стартовых площадок для новых высотных домов в Коптеве пять, если верить официальной карте. Хорошо это или нет, сказать сложно. С одной стороны, хрущёвское жильё старое. Многим хочется улучшить свои жилищные условия. С другой стороны, внешний вид и атмосфера местности изменится. Зато некоторые, наверное, почувствуют себя в более современном спальном районе. А вскоре уже и сами будут скучать по низким домам и узким зелёным улочкам.

Район Коптево с высоты, 2017. Фото отсюда: https://renovatsiya-moskva.ru
Район Коптево с высоты, 2017. Фото отсюда: https://renovatsiya-moskva.ru

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!