В различных статьях, посвящённых обучению пилотов, встречается разная терминология касаемо полётов по маршруту.
Полёт по маршруту - это полёт за пределы зоны аэродрома вылета по заранее выбранному пути. Обычно он включает планирование и брифинг, подачу плана (в России это обязательно даже для визуальных полётов), а в процессе переговоры с диспетчерами.
Всё лётное время необходимо учитывать в лётной книжке, и оно обычно имеет некие признаки: например, полёт визуальный или по приборам, с инструктором или без, в дневное или ночное время и т. п. Желательно также указывать, является ли полёт маршрутным, так как для каждого этапа обучения требуется выполнить определённые минимумы, в том числе по времени и количеству полётов по маршруту.
В Европе обычно используется термин "navigation flight", и его часто переводят как "навигационный полёт", а в США - "cross-country flight" - "кросс-кантри". Все эти термины эквивалентны определению "маршрутный полёт", но вот требования для учёта сооветствующего времени в разных странах различны.
В статье речь идёт только про самолёты - для вертолётов, дирижаблей, планеров и прочих требования и определения могут отличаться.
EASA (Европа)
В документах EASA (Европейское объединённое агенство по авиационной безопасности - все нормативные акты являются общими для стран-участниц) маршрутный полёт (navigation flight) определяется как любой полёт между точкой вылета и назначения по спланированному маршруту с использованием стандартных средств навигации.
Интересно, что нет требований по минимальному расстоянию, то есть перелёт на соседний аэродром в 15 км от вылета тоже может считаться маршрутным.
Ещё интереснее то, что нет требования о том, чтобы аэродромы вылета и назначения были разными. То есть если мы планируем маршрут по окрестностям с посадкой в месте вылета, следуем ему, и при этом пользуемся стандартными средствами навигации, то это тоже можно считать маршрутным/навигационным/кросс-кантри полётом.
Для получения лицензии частного пилота (private pilot) требуется не менее 10 часов маршрутных полётов (5 с инструктором и 5 самостоятельных), в том числе один полёт на общее расстояние не менее 150 морских миль (около 280 км) с посадкой на трёх различных аэродромах. При этом дистанция между аэродромами может быть любой, главное, чтобы общая длина пути была более 150 морских миль.
Для коммерческого пилота (commercial pilot) всё примерно так же, но требуется один маршрутный полёт не менее 300 морских миль (около 555 км, но в документах указано 540 км, то есть считать в километрах выгоднее) с посадкой на трёх различных аэродромах, общее время полётов по маршруту не менее 20 часов, и один час ночной навигации.
Для линейного пилота (модульный курс) каких-то отдельных требований касаемо маршрутных полётов выше коммерческого пилота не указывается.
FAA (США)
В документах FAA всё намного более однозначно, есть чёткие определения для всех типов лицензий, а не странное "полёт по планируемому маршруту с использованием стандартных средств навигации".
В документах используется термин "cross-country" (кросс-кантри).
Для частного пилота (private pilot) и коммерческого пилота (commercial pilot) полёт должен быть обязательно с посадкой на другом аэродроме (отличном от аэродрома вылета) на расстоянии более 50 морских миль (около 92 км) - только тогда его можно учитывать как маршрутный (кросс-кантри). Причём именно точка посадки должна быть дальше 50 миль - аэропорт в 20 км, к которому мы планируем полёт зигзагами с общей длиной траектории 100 миль не считается.
Частному пилоту нужно 3 часа кросс-кантри с инструктором, один ночной полёт на расстояние более 100 морских миль, и 5 часов самостоятельных полётов по маршруту, включая один полёт на общее расстояние не менее 150 морских миль (около 280 км) с посадкой не менее чем на трёх различных аэродромах. При этом хотя бы один сегмент этого полёта (от посадки до посадки) должен быть более 50 морских миль - в Европе этого требования нет.
Коммерческому пилоту требуется не менее 50 часов кросс-кантри, включая два полёта (один дневной и один ночной) не менее 2 часов в точку, расположенную не менее чем в 100 морских миль от точки вылета, и один маршрутный полёт не менее 300 морских миль с посадкой на трёх различных аэродромах, при этом хотя бы один из них должен быть не менее чем в 250 милях от аэродрома вылета (допустимо 150 миль для Гавайских островов).
Для целей получения лицензии пилота-спортсмена (sport pilot certificate) точки вылета и приземления могут быть в 25 милях (вместо 50).
Для линейного пилота тоже есть требование в 50 миль, но нет требования обязательной посадки. То есть если мы пролетаем над аэродромом дальше 50 миль от вылета, то это время можно учитывать в качестве кросс-кантри для выполнения минимумов линейного пилота.
Учёт лётного времени
Для США особенно актуально записывать параметры маршрутных полётов - очень пригодится для ATP (лицензии линейного пилота) или Part 135 (чартеры/аэротакси). Но даже для Европы это очень полезно. В бумажной лётной книжке достаточно указать маршрут и аэродромы вылета/приземления - расстояние будет несложно посчитать. В электронной версии лучше проставить соответствующие параметры: например, больше или меньше 50 миль между точками - гораздо проще будет суммировать. Ну и, конечно же, нужно знать требования страны/стран, в которых планируется получать лицензию и поддерживать её актуальность.
Я вкратце описал терминологию и основные различия в учёте маршрутных полётов. В моих статьях встречаются все три термина - очень часто они совершенно эквивалентны, но для Европы я чаще использую "навигационные полёты", а для США "кросс-кантри". Надеюсь, что неоднозначности стало меньше =)
Основной блог: https://airman.pro