Найти в Дзене
ДмД Бронетехника

"Россия - родина танков"?

Оглавление

Занимательная история случилась на заре появления танка как нового типа бронированных машин. После значительных успехов британских "ромбов" на полях ПМВ, пресса множества стран нашла проекты предшествующие английскому танку, но оставшиеся незамеченными. Так случилось и в Российской Империи, где история о создании "первого танка" конструктора Пороховщикова "Вездеход" обросла настоящей легендой о непризнанном гении, загубленной идее первого танка и т.д. Занимательно, что и в послевоенном СССР миф о "Вездеходе" продолжал развиваться.

Нам показалась увлекательной история создания "Вездехода" его армейских испытаний, забвения на пороге успеха английских танков и возрождения в виде газетной легенды.

Зарождение Легенды

Впервые информация о "Вездеходе" стала достоянием общественности вскоре после первого использования английских танков на Сомме. 29 сентября 1916 года газета "Новое время" напечатала статью "Сухопутный флот - русское изобретение" (прим. сухопутным флотом - тогда называли танки). Её автор А. А. Пороховщиков утверждал, что ещё за два года до появления английских танков изобрёл подобную машину. Речь, конечно, шла о "Вездеходе".

Фото английского танка с Битвы на Сомме
Фото английского танка с Битвы на Сомме

Несмотря на свой возраст - 23 года - Пороховщиков уже успел приобрести некоторую известность своими опытными самолётами. Диапазон его интересов был весьма широк, а кипучая энергия побуждала заниматься чуть ли не всеми областями техники.

Постройка прототипа "Вездехода"

В августе 1914 г., вскоре после начала войны, Пороховщиков обратился в Особый комитет по усилению военного флота с предложением оригинальной вездеходной машины. К 9 января 1915 г. он представил чертежи и смету постройки опытного "Вездехода". Кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины.

Конструкция "Вездехода" была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырёх барабанах. Задний барабан был ведущим, приводился в движение карбюраторным двигателем мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего 0,05 кг/см² (у английского Mark I - 1,2 кг/см²).

Схематическое устройство "Вездехода"
Схематическое устройство "Вездехода"

По бокам от гусеницы помещались два колеса, с помощью которых водитель мог управлять направлением движения машины. По хорошей дороге "Вездеход" должен был двигаться на заднем барабане и колёсах, а на рыхлом грунте "ложиться на гусеницу".

13 января постройка была одобрена, Пороховщикову предоставили требуемые средства, оборудование авторемонтной мастерской и 25 мастеровых из числа ратников ополчения, а в феврале началась постройка прототипа.

18 мая "Вездеход" прошёл испытания на хорошей дороге. 20 июля состоялась официальная демонстрация на "полковом дворе". Испытания продолжались на протяжении года.

Результаты испытаний

Полковник Поклевский-Козелло в своём рапорте Начальнику Инженерных снабжений армии фронта генерал-лейтенанту Коваленко от 8 января 1916 г. указывал, что построенный экземпляр "Вездехода" не выказал всех тех качеств, которые были заявлены Пороховщиковым. Например машина не могла ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута, а испытания хода по воде не проводились.

Единственное сохранившееся фото "Вездехода"
Единственное сохранившееся фото "Вездехода"

Сам Пороховщиков признал "проведённые испытания окончательными для данного экземпляра "Вездехода" и объяснял неудачи рядом причин: малым расстоянием между барабанами, маломощностью двигателя, ошибочной конструкцией гусеничной ленты. В заключении он предлагал "немедленно приступить к постройке нового усовершенствованного "Вездехода". Главный Начальник снабжений фронта , однако, приказал "конструирование средствами фронта прекратить и предложить изобретателю предоставить изготовленный им экипаж в ГВТУ", справедливо полагая, что машина изготовленная на казённые средства, должна быть передана Государству.

Эскиз второго прототипа "Вездехода", Пороховщиков создал его своими силами, но и эта машина не привлекла Армию
Эскиз второго прототипа "Вездехода", Пороховщиков создал его своими силами, но и эта машина не привлекла Армию

Однако "Вездеход" Пороховщиков решил оставить у себя, вместе с 15 мастеровыми, что объяснял разработкой новой машины.

Незаслуженная слава английских танков

И пока неповоротливая бюрократическая машина РИ пыталась разобраться с прижимистым конструктором, подоспели известия о применении английских танков на Сомме.

Масштабная модель "Вездехода"
Масштабная модель "Вездехода"

Конечно, слава английских танков не давала покоя Пороховщикову. После публикации статьи в газете "Новое время" изобретатель пишет Начальнику ГВТУ: "24 декабря 1914 г. мною был представлен проект изобретённого мною "Вездехода" - точного прототипа нынешних "лоханей" (в то время так переводилось английское "tank") английского "сухопутного флота".

Понятна была претензия Пороховщикова, в особенности людям далёким от технических нюансов военной техники: "русский гениальный изобретатель придумывает чудо оружие, которое не принимает на вооружение собственная армия, и точно такие же машины появляются через два года у Англий". Из чего читатель газеты делает простой вывод присущий русским людям и до сих пор - "предатели сверху всё продали".

Незаслуженная слава "Вездехода"

Но в защиту Русской Армии хочется сказать о том, что вездеход Пороховщикова не может ни в коей мере называться танком. В первоначальной его версии, которую и испытывала Армия, машина не была бронирована и не несла никакого (даже пулемётного) вооружения. "Вездеход" на то и назывался так, потому что был именно вездеходом. При этом плохим, раз даже в качестве вездехода не представил для армии интереса. А уж какой получился из этого "вездехода" танк, даже и думать страшно.

Бронепоезд изобретателя Буиена, позволяющий и французам заявлять о изобретении танка
Бронепоезд изобретателя Буиена, позволяющий и французам заявлять о изобретении танка

Пороховщиков оказался одним из "непрошенных отцов" танка. Такая ситуация складывалась не только в России, но и в других странах. Изобретатели Германии, Франции, США, Италии и проч. наперебой кричали о незаслуженно забытых танках, которые они разработали ещё в прошлом веке.

Легенда о "танке" Пороховщикова

А. А. Пороховщиков был расстрелян в 1941 г. по ложному обвинению в шпионаже. Однако после окончания войны, а за ним конфронтации с Западом, о российском изобретателе вновь вспомнили. Европу разделил "железный зановес" (обявленный У. Черчиллем), и советским гражданам пытались доказать, опираясь на исторические примеры, что развивать технику и технологии можно и самостоятельно, не опираясь на стороннюю помощь.

Ещё одна масштабная модель с преувеличенным вооружением и бронированием
Ещё одна масштабная модель с преувеличенным вооружением и бронированием

С тех пор упоминание "Вездехода" как первого танка стало повсеместным в отечественных публикациях, войдя даже в энциклопедии, а сам "Вездеход" стал обрастать новыми деталями и различными версиями внешнего вида.

Удивительный факт талантливый авиаконструктор Пороховщиков широко известен не рядом интересных самолётов, а неудавшимся "Вездеходом".

Придумала ли Россия танк?

На примере истории Пороховщикова, мы можем видеть как развивалась изобретательская мысль в те годы в России. Армия с охотой выделяла средства и людей для разработки техники, проводила испытания и даже вела дискуссию с конструктором. Однако не ставились цели и задачи, не создавались конструкторские бюро, не прорабатывались множественные проекты с внесением поправок и доведением до идеала. Конструкторская мысль была хаотична и только перед ВМВ во всех странах приняла сегодняшнее устройство.

Тем не менее умные люди появлялись, появляются и будут появляться в нашей стране. Помимо "Вездехода" были придуман проект танка Менделеева, построен "Царь-танк", "Рыбинский танк" и многие другие бронемашины. Но война была изматывающей, руководство страны слабело, а армии было вовсе не до танков.

Но нам хотелось бы рассказать о всех интересных проектах времён ПМВ, если вам была интересна эта статья напишите об этом в комментариях, поставьте лайк и подпишитесь на канал.

Если у вас есть возможность, поддержите канал, это поможет его развитию и обеспечит регулярность выпуска нового материала.