Время. Быстротечное, неуловимое, без настоящего – лишь кадры и киноленты прошлого и будущее, которое охватываешь неплотно, лишь мыслью скользя по его возможным секундным точкам и датам. Но тем ценнее для нас время, тем сильнее тянет нас к вещам, которые могут хранить в себе события прошлого. Может, именно поэтому с такой теплотой мы рассматриваем тот предмет, который имеет налёт времени, будто жил до нас долго-долго, радовал прошлые поколения и, возможно, унесёт часть нашего быта и бытия в будущее, к тем, кто вслед за нами прикоснётся к нашему существованию.
Чехов Антон Павлович тоже, очевидно, и любил, и ценил время, саму суть его всё ещё не разгаданной природы, искал пути безболезненного движения от прошлых эпох к будущим. В лирической комедии «Вишнёвый сад» (1903 г.) Леонид Андреевич Гаев, один из центральных героев, произносит пафосную речь, адресованную… шкафу. Уж сколько написано строк о том, что этот монолог произносит человек несерьёзный, не желающий принять настоящего и не понимающий истинного положения вещей. Когда уходит почва из-под ног, когда рушатся людские судьбы, когда не сегодня завтра канет в Лету целая эпоха, глупо, нелепо, смешно петь дифирамбы старому шкафу. А вот и сам монолог: «Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания».
Но обратим внимание на детали: во-первых, «шкаф сделан ровно сто лет тому назад», во-вторых, «предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак книжный шкаф». Быть может, мы не спешим обнаружить здесь главный чеховский приём – видеть серьёзное за смешным и смешное, выглядывающее из-за слишком серьёзного. Книжный шкаф хранит ценные издания и, возможно, целые фолианты семьи Гаевых в течение 100 лет. Не эта ли связь эпох ценнее и дороже всего в жизни? Не время ли хочет вырваться через створки шкафа в эту зыбкую реальность? Что ж, будем читать Чехова, чтобы ответить для себя на вопросы времени.
Итак, попробуем внести и в наш быт вещь, которой, кажется, очень много лет. Кстати, «винтаж» – слово из лексикона виноделов – означает выдержанное несколько десятков лет и в особых условиях вино. Винтажная вещь должна быть не «моложе» 30 лет. А мы будем делать «многоуважаемый» столетний шкаф. Не простой шкаф. А с секретом!
Нам понадобятся следующие материалы:
- деревянная заготовка (шкатулка с несколькими секциями),
- морилка водная для дерева (4-5 цветов),
- кисти для морилки и краски,
- белая акриловая краска,
- клей ПВА,
- салфетки для декупажа,
- чипборды (объёмные элементы из картона),
- акриловый лак.
Возьмём деревянную заготовку – я использовала шкатулку с выдвижными ящиками, имитирующую маленький шкаф. С помощью малярного скотча можно сделать разметку – указать верх/низ деревянных деталей, порядок их крепления.
Надо учесть, что такие заготовки имеют дефекты древесины – в случае с этой шкатулкой обнаружилось, что на внутренней стенке шкафчика есть довольно крупное отверстие. Дерево я не шлифовала, изъяны древесины не убирала – мне, если честно, нравится не идеально выглаженная, а натуральная структура дерева. Да и для моей задумки лучше подходит волокнистая, а не ошкуренная древесина.
А задумка такая: сделать шкафчик из разных «пород» дерева. Позволить себе орех, дуб или лиственницу сможет далеко не каждый. А вот купить морилку для дерева разных оттенков – вполне доступная альтернатива.
Я приобрела самую дешёвую морилку (стоимость 0,5 литра около 70 рублей). Советую сделать палитру цветов: нанести на упаковочную бумагу (она по цвету напоминает дерево) образцы краски.
Лучше, конечно, подписать каждый цвет.
Теперь убираем вставные ящики и покрываем морилкой все поверхности шкафа (от внутренней части к лицевой). Я решила выбрать цвет «Мокко» – это был самый тёмный оттенок.
Просушить изделие необходимо в течение 4 часов. Посмотрите, какие необыкновенные разводы даёт краска при впитывании, как подчёркивает структуру дерева.
Теперь можно работать с выдвижными ящиками. Здесь-то и будет наш секрет. Покрываем внутреннюю часть каждого ящика белой акриловой краской. Чтобы не попасть краской на бортики, можно их закрыть малярным скотчем.
Подбираем салфетки с интересным рисунком. Мне хотелось создать ощущение неожиданной находки в шкафу – открываешь ящик, а там новая, красивая картинка. Вот он, сюрприз.
С помощью разведённого водой клея ПВА приклеиваем верхний слой салфеток к внутренним стенкам и дну каждого ящичка. Не надо бояться незначительно разрыва салфетки или возникающих мелких складок. Мы же делаем старинный шкаф, от времени могли образоваться потёртости или «проплешины».
После высыхания внутренних поверхностей ящичков приступаем к покраске морилкой их внешних стенок. Я выбрала морилку нескольких различных тонов: «Клён», «Дуб», «Орех».
Поскольку древесина на каждой детали имеет свою структуру и свои изъяны, то цвет каждого ящика отличается. Эта игра оттенков так напоминает маркетри.
Теперь добавим эффекта состаривания: внутри каждого ящика немного закрасим полусухой кистью уголки и стыки стенок, едва касаясь краской поверхности. Для этой цели я выбрала темно-коричневый оттенок, добавив немного акрила цвета бронзы. Теперь нам кажется, что каждый ящик выдвигали очень много раз столетие за столетием. Этот же приём я использовала и на бортиках выдвижных ящиков.
Когда морилка и краска высохнут, покрываем акриловым лаком и сам шкаф, и все ящики.
Украсим с помощью объёмных деталей дверцы шкафа. Я использовала картонные чипборды, стилизованные под старинные орнаменты.
Заранее нужно покрыть морилкой и эти детали. Приклеить их можно столярным клеем или тем же ПВА.
Шкафчик готов. Заключительный штрих – шёлковая кисточка на дверце.
Такая шкатулка станет центром композиции в винтажном стиле. Наверняка Вас будут спрашивать, сколько лет этому шкафу.
Теперь мы можем наслаждаться атмосферой конца XIX– начала XX века, эпохой поэзии, вишнёвых садов, уходящей прекрасной натуры.
А нам стоит открыть стихотворения Артюра Рембо, чтобы насладится его поэтическим шедевром «Шкаф» (Перевод M.П. Кудинова).
Вот старый шкаф резной, чей дуб в разводах темных
На добрых стариков стал походить давно;
Распахнут шкаф, и мгла из всех углов укромных
Влекущий запах льет, как старое вино.
Полным-полно всего: старья нагроможденье,
Приятно пахнущее желтое белье,
Косынка бабушки, где есть изображенье
Грифона, кружева, и ленты, и тряпье;
Тут медальоны вы найдете и портреты,
Прядь белую волос и прядь другого цвета,
Одежду детскую, засохшие цветы…
О шкаф былых времен! Историй всяких кучу
И сказок множество хранишь надежно ты
За этой дверцей, почерневшей и скрипучей.
Будем ценить и беречь время, сохранять и лелеять в памяти его еле уловимые черты и приметы.
До новых творческих встреч, друзья.