В чем может быть причина того, что одна из крупнейших в мире стран-производителей природного газа практически не может выиграть от европейского энергетического кризиса?
Неотъемлемой частью caнкций против России является сокращение импорта природного газа и обязательство европейских стран окончательно порвать с российской энергетической зависимостью. В последнее время Кремль очень помогает в этом и закрывает краны газопроводов, как душ в ванной комнате. Бушующий энергетический кризис, возможно , больше всего затронул Германию, в распоряжении которой есть линия «Северный поток — 2», но Олаф Шольц не хочет слышать о том, чтобы запустить этот проект. Вместо этого правительство вводит ограничительные меры , побуждая население проявлять настойчивость и меньше принимать душ, при этом отчаянно пытаясь откуда-то восполнить недостающее количество газа. Хотя Германия считает успехом то, что их резервуары заполнены на 80 процентов, их потребление в четыре раза превышает то, что хранится, поэтому у них огромные проблемы, когда дело доходит до поставок, поскольку их текущей мощности хватит лишь на время.
Здесь в игру должна вступить Канада, пятый в мире производитель природного газа, обладающая огромными запасами и легко решившая бы все немецкие проблемы… но нет… Абсурдно, что немцы скорее будут импортировать природный газ из Мозамбика, одной из самых бедных и инфраструктурно отсталых стран мира, чем из Канады.
Проблема вызвана чем-то совершенно невероятным: из-за исключительно строгого энергетического законодательства и экологической политики Канада вообще не имеет терминалов СПГ, поэтому она не может транспортировать сжиженный природный газ. Да, один из крупнейших мировых производителей застрял дома, да так, что даже транспортирует газ, экспортируемый в США, по трубопроводам. Министерство природных ресурсов в последние годы предложила создать восемнадцать терминалов СПГ, но их попытки потерпели неудачу из-за «зеленой политики» и лоббирования против использования ископаемого топлива.
Ситуация безвыходная: строительство только одного терминала начато, «планируется» еще один. Министр Джонатан Уилкинсон с энтузиазмом объявил в марте, что Канада может значительно увеличить свои производственные мощности, а затем тихо добавил, что они также ищут пути доставки добытого газа в Европу. С аналогичным заявлением выступил премьер-министр Джастин Трюдо, который также сообщил о возможности реализации инфраструктуры, но не смог назвать дату реализации.
Канадский экспорт СПГ в настоящее время равен нулю. Первый терминал будет завершен где-то в 2025 году, что похоже на бессмысленность, учитывая нынешний глобальный энергетический кризис.
Совсем недавно, в феврале, они пытались обманом заставить правительство Квебека инвестировать 10 миллиардов долларов, но энергетическая политика Канады дала этому предложению красный свет.
Проект, который был направлен на производство 11 миллионов тонн СПГ специально для удовлетворения европейского спроса, был отложен «зеленой политикой» на том основании , что он увеличит выбросы парниковых газов.
Руководители канадских газовых компаний в отчаянии держат головы, наблюдая, как бизнес тысячелетия ускользает у них перед глазами. Правила экологической политики по понятным причинам расстраивают бизнес. Как сказал Аль Монако, президент и главный исполнительный директор компании Enbridge, занимающейся экспортом энергии: «мы должны стоять в стороне, когда речь идет об энергетической инфраструктуре». Enbridge сейчас пытается подать заявку на более мелкие проекты, которые бы строились на Западном побережье ускоренными темпами, вместо гигантских терминалов и на Восточном побережье. «Мировой спрос на СПГ больше, чем когда-либо. У нас есть второй шанс, и я надеюсь, что в этот раз мы его не испортим. Мы должны начать немедленно», — сказал Монако.
Правительство Трюдо столкнулось с большой дилеммой: страна лишает себя доходов, о которых она и не мечтала. Вопрос в том, перевешивает ли канадский, достаточно экстремальный вариант климатической политики, намерения в отношении Европы и размер ожидаемого дохода от экспорта. В любом случае экспортное соглашение, заключенное с немцами несколько дней назад, больше похоже на слабую тень надежды на будущее, чем на реальный, конкретный план. Если нет возможности доставки, доставки не будет.
Тем временем в Мозамбике…
Пока правительство Канады размышляет и колеблется, Мозамбик, одно из самых нестабильных государств мира, неожиданно появился из ниоткуда и объявил, что запустит первую партию СПГ в Европу. На побережье страны в конце августа прибыли плавучий СПГ-терминал, построенный итальянским энергетическим гигантом Eni SpA, и британский танкер СПГ Mentor компании BP, чтобы заправиться первой гигапартией. Итальянцы уже готовят строительство нового терминала, который может быть запущен примерно в 2025 году.
Бизнес СПГ может также создать возможность для африканского государства, борющегося с большим государственным долгом, начать оправляться от своего, казалось бы, безнадежного положения.
Тем временем Канада страдает от биполярного расстройства. У неё есть желание заработать много денег на поставках природного газа в Европу, но она мешает себе это осуществить. И это может оказаться одной из самых больших упущенных возможностей в истории Канады.
Оригинал статьи: Mandiner