«Я этого достойна! – одно время этот рекламный лозунг буквально навязал в ушах с телевизионных экранов.
Всегда хотелось сказать откровенно, чего ты достойна…
Впрочем, да – намазать физиономию очередной навороченной дрянью… Что ж – этого современные люди более чем достойны.
Но это так – отступление, а теперь – по сути. А суть, оказывается, совсем в противоположном.
Оказывается, если ты хочешь, чтобы в твоей жизни произошло чудо, нужно чувствовать себя не «достойным», а именно – «недостойным».
И более того – для настоящего чуда необходимо именно «дважды недостоинство».
В Евангелии содержится яркий эпизод, который говорит именно об этом. Давайте к нему присмотримся:
«Когда Он (Иисус Христос) окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.
Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин – просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.
И они, пришедши к Иисусу, простили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;
Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой;
Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.
Услышав сие, Иисус удивился ему и обратившись сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.
Посланные возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим». Лк. 7. 1- 10.
Иисус Христос на страницах Евангелия удивляется всего двум «вещам» - вере и неверию.
Перед нами как раз пример той самой удивительной веры, удивившей Самого Сына Божьего.
Но на чем же она основана – на каком нравственном базисе?
А именно – на этом, на сознании своего недостоинства.
Обратите внимание, сотник дважды говорит о нем. Он говорит, что недостоин ни того, чтобы самому придти к Иисусу Христу, ни того, чтобы Он вошел под кров его дома.
Поразительное самоощущение.
На неглубокий поверхностный взгляд оно кажется гордыней или ленью.
Как же, как же – ему «западло» самому тащиться к Христу, и он посылает к нему старейшин, и то же самое «западло» - принять в доме какого-то странствующего Целителя… Тратить на него время, а Он еще и толпу приведет с собой – шум, гам, натопчут, наследят… И времени жалко…
Но если бы это было так – Христос бы не привел этого сотника примером удивительной веры, которой Он не нашел даже в Израиле.
Вера и в самом деле удивительна!
Вы только представьте, как нужно себя ощущать, чтобы посылать к кому-то других людей, ибо самому невозможно предстать перед этим человеком в виду своего недостоинства!..
Есть у вас хоть один такой пример, когда вы так себя ощущали перед кем-то?..
То-то же! Ни у кого из нас нет, и не было такого самоощущения.
А перед Богом? Кто-нибудь так себя ощущал(а)?
Да - перед какой-нибудь святыней – иконой, мощами или даже в очереди на исповедь…
Лезем вперед других, даже расталкиваем, бранимся, если кто-то опередил, и не дай Бог – залез вперед нас!..
Вы понимаете, что за этим стоит?
За этим стоит то же самая грязь из рекламного лозунга: «Я этого достойна!..»
Как же, как же – каждый из нас достойнее других, моя больная печенка гораздо достойнее быть исцеленной прежде других, мои бесценные грешки должны быть в первую очередь выслушаны и отпущены, мои слюнявые губы должны раньше других быть приложены к иконе…
Потому что, я – этого достойна!..
Вот такие мы по сути – «достойные»… А чего достойные? Да того самого, что и получаем в результате – суеты, ругани, зависти, раздражения у святынь, к которым приезжаем.
И что в результате? Сами можете догадаться… В результате – ноль. Если не отрицательные величины.
Не благодать получаем, «злободать». Не исцеляемся, а озлобляемся. Не очищаемся от грехов, а навешиваем их на себя целыми гроздьями.
И никакой сотник нам не в пример. Мы-то гораздо достойнее его, то был язычник, а мы же - христиане!..
Только тот язычник получил чудо, о котором мы и подумать не можем. И мало этого - он удивил Самого Господа Иисуса Христа!
А мы можем удивить Его разве что своим суетливым безверием и языческой гордыней и жадностью.
Так что на поверку – не сотник язычник, а мы. Да – мы!
Мы есть грязные, вонючие язычники, суетящиеся у святынь и считающие себя достойными быть у них первыми.
И не нам просить Бога о чуде и ждать от Него исцеления.
Есть о чем задуматься?..