Любите ли вы отвечать на вопросы так, как это любим мы? Оно и понятно: если ценишь свое дело, то можешь говорить о нем бесконечно, а уж если кому-то оно тоже интересно, нас вообще не заглушить. Поэтому мы создали специальную рубрику «Мне только спросить», в которой будем отвечать на самые популярные и интересные вопросы наших читателей.
И начнем мы с вопросов про названия. Сколько лет работаем, а вопросы: «Почему назвали так?», «Зачем переименовали?», «Почему цифры, а не слово?» — продолжают поступать с завидной частотой. Так что устраивайтесь поудобнее и читайте. Будет интересно, отвечаем!
Вопрос 1. Почему наша модель сначала писалась «Calina», а когда пошла в серию, превратилась в «Kalina»?
Название «Calina» было придумано дизайнерами именно в таком написании. Но после показов 1998–1999 годов и работы над получением патента было принято решение изменить написание первой буквы на «K». Причин этому было несколько.
Прежде всего, важно было избежать созвучия с моделями других брендов, например с Toyota Carina. Также смущали некоторые ассоциации, если название ошибочно читали как «Салина». Кроме того, автомобиль планировали экспортировать, а в переводе на некоторые языки название получалось странным или двусмысленным. На испанском оно было бы созвучно туману или смогу, что вряд ли понравилось бы солнцелюбивым автомобилистам. А на французском оно звучало как производное от глагола «caliner», означающего «обнимать» и «ласкать». Галантным французам наверняка бы понравилось, но тут уже возмутились наши инженеры. В итоге было принято решение перейти на нейтральное «Kalina», а на экспорт эта модель вообще пошла под другим названием.
Вопрос 2. Есть легенда, что название автомобиля «Нива» является аббревиатурой. Первые две буквы — по именам дочерей ведущего конструктора модели Петра Прусова Натальи и Ирины. А буквы «В» и «А» — по именам сыновей главного конструктора завода Владимира Соловьева Вадима и Андрея. Это правда?
На самом деле, история с именами — не более чем шутка, рассказанная Петром Прусовым в интервью. В действительности у Владимира Соловьева никогда не было сына Вадима (что бы ни писали в «Википедии»), а были Сергей и Андрей. Кроме того, Ирина Прусова на момент появления названия еще не родилась. И главное: Владимир Соловьев был известен как исключительно скромный и деликатный человек, который никогда бы не предложил такой вариант.
Дизайнер Валерий Сёмушкин предложил название «Нива» в качестве основного в 1974 году, хотя на чертежах и эскизах оно фигурирует уже на эскизах эмблемы 1971 года.
Логика была очень проста: для новой модели искали краткое благозвучное название с хорошими ассоциациями. А принимая во внимание концепцию автомобиля — полноприводник для села, — тема нивы как символа бесконечных и щедрых русских просторов оказалась как нельзя кстати.
Еще один важный аргумент: название благозвучно даже для иностранного уха. Аналогичные по звучанию варианты есть и в английском, и во французском, и в немецком языках, и при этом они имеют положительное значение. Например, в японском оно созвучно слову «сад», а во французском перекликается со словом «горизонт». Для автомобиля, которому изначально прочили славную экспортную судьбу, это было как нельзя кстати.
Но были и сомнения: ведь аналогичное название носили популярные советские комбайны. Однако в итоге было решено: комбайны меняются, а этот автомобиль — навсегда! Так и появилась на дорогах по всему миру наша «Нива».
Вопрос 3. Почему изначально АВТОВАЗ использовал числовые обозначения для названия моделей (2101, 2104, 2106 и т.д.) и по какой логике эти цифры давались?
Разберемся, по какому принципу моделям автомобилей в нашей стране присваивались те или иные номера. В этой запутанной, но увлекательной истории можно выделить несколько этапов.
1. Начало советского автопрома: 1920-е – 1945 год. Каждый молодой советский автозавод просто выпускает модели с порядковым номером: ГАЗ-М1, ЯС-1 и т.д. С одной стороны, сразу понятно, какой завод сколько выпустил. С другой, на дорогах сплошные «единички» и «двойки», а названия заводов часто так похожи, что не запутаться очень сложно.
2. Послевоенный период: 1945–1966. Сразу после войны государство принимает решение прекратить эту неразбериху и ввести единую систему маркировки новых моделей. Логика проста как молоток: каждый завод получает свой диапазон цифр для обозначения моделей. Например, у ГАЗа это числа от 1 до 99, ЗИЛ получил номера с 100 по 199 и т.д. При этом заводы с меньшим модельным рядом получали и меньше ячеек. Так, УАЗ мог называть модели в диапазоне с 450 по 484. Здравая мысль на деле оказалась не столь эффективной. Какой номер дать модели, которая сначала разрабатывалась на одном заводе, а потом перешла на другой? Как быть с ячейками заводов, которые были объединены или закрыты? В общем, первый блин вышел если не комом, то немного смятым.
3. Поздняя советская классификация: 1966–1990-е. Уже на закате советской эпохи была принята новая четырехзначная система маркировки автомобилей, основанная на технических характеристиках каждой модели. Первая цифра в моделях легковых автомобилей обозначает их класс по объему двигателя:
- 1 — до 1 л,
- 2 — 1,2–1,8 л,
- 3 — 1,8 – 3,2 л,
- 4 — более 3,5 л.
В моделях грузовиков первая цифра зависела от их полной массы, а для автобусов — от их длины.
Вторая цифра обозначала тип транспортного средства:
1 — легковой,
2 — автобус,
3 — бортовая платформа,
4 — седельный тягач,
5 — самосвал,
6 — цистерна,
7 — фургон,
9 — специальные автомобили.
Кстати, вы заметили, что здесь нет восьмерки? Ее загадочным образом оставили про запас.
Третью и четвертую цифры присваивал модели завод. Для вариантов модификации в номер модели могли добавить и пятую цифру, а для экспортных вариантов — и шестую.
А теперь маленькое практическое занятие. Возьмем одну модель АВТОВАЗ, например ВАЗ-2107, и посмотрим, превратился ли загадочный набор цифр в понятный рассказ об автомобиле. Смотрим — и понимаем, что это автомобиль объемом до 1,8 л, что он легковой и на заводе модели присвоили индекс 07. Приятно, когда все яснее ясного.
4. Настоящее время — полная свобода творчества. Каждый бренд волен сам решать, называть ли модели цифрами, названиями или сочетаниями букв. Или вообще использовать все и сразу.
Конечно, в одной статье все интересные истории про названия не расскажешь. Так что мы еще будем возвращаться к этим вопросам. Спрашивайте — мы на связи!