Найти тему
Строительная Орбита

Николай Смоленский: сегодня на первом месте у нас судебная строительно-техническая экспертиза

О деятельности Группы компаний «ЭКСПЕРТ» (Новосибирск), о проблемах, которые волнуют, и конструктивных предложениях в интервью нашему журналу рассказывают генеральный директор Группы компаний «ЭКСПЕРТ» Николай Петрович Смоленский и главный консультант по конструктивным решениям, профессор, к.т.н. Геннадий Григорьевич Чибряков.

– Расскажите, пожалуйста, как ваша компания пере­жила непростой период коронавируса? Какие изменения произошли в ее деятельности?

Николай Смоленский: – За прошедшие два года у нас поменялись кадры: ушли «старые» эксперты, им на смену пришли молодые, но которые еще успели поучиться у «ста­риков». Средний возраст сейчас в наших двух компаниях составляет примерно 38 лет, хотя есть уже и очень молодые, и очень пожилые эксперты.

Смена кадров совпала с переаккредитацией компании и, естественно, это потребовало дополнительных затрат на аттестацию и переаттестацию новых экспертов. Из старого же состава вместе со мной осталось три человека, поэто­му пришлось перестраивать всю работу. И если раньше основным видом деятельности была экспертиза проект­ной документации и инженерных изысканий, то сегодня на первом месте стоит судебная строительно-техническая экспертиза. В связи со сменой приоритетов за послед­ний год мы обучили наших специалистов-экспертов но­вым видам деятельности, и теперь шесть человек имеют государственные дипломы и сертификаты соответствия строительных экспертов.

В этом году мы уже провели более 10 судебных экс­пертиз. И практически все заключения наших экспертов по проведенным экспертизам легли в основу при вынесе­нии судебного решения, что свидетельствует о высоком качестве выполненной работы.

– Чем же отличаются судебные экспертизы от обыч­ной экспертизы ПД и ИИ?

Геннадий Чибряков: – Во-первых, мерой ответствен­ности – каждый судебный эксперт дает расписку и несет уголовную ответственность, а на это не каждый согласит­ся! Во-вторых, в последнее время, и это принято почти во всех судах, эксперт, как правило, участвует в защите в суде своего заключения и дает не только пояснения, но и от­вечает на дополнительные вопросы. И это тоже не каж­дого эксперта устроит. Короче, эта работа ответственная, интересная, достаточно хорошо оплачиваемая, но требу­ет постоянно быть в тренде. И главное требует честности и бескомпромиссности!

– Что вас больше всего волнует и беспокоит?

Николай Смоленский: – Самое большое беспокой­ство вызывает подготовка и обновление кадров. Где брать специалистов? Казалось бы, никакого беспокой­ства по поводу кадров не должно быть, ведь в нашем областном центре действует старейший строительный ВУЗ – СИБСТРИН, который скоро будет отмечать 100-летие! Но, как выясняется, с качественной подготовкой кадров инженеров-строителей дела обстоят грустно. Приведу пример: недавно мы с моим близким товарищем, профес­сором Геннадием Чибряковым присутствовали на защите дипломных работ студентов-шестикурсников, да не про­сто ПГС, а выпускающихся как специалисты по направле­нию – строительство уникальных зданий и сооружений. Нам было интересно послушать доклады выпускников и их ответы на вопросы членов госкомиссии. Причем, если я был в качестве зрителя, то Геннадия Григорьевича пригласили в качестве почетного члена в госкомиссию. И нас поразило, что у всех выпускников уникальные здания и сооружения висели воздухе, в прямом смысле этого слова. Выпускники разрабатывали дипломные про­екты без фундаментов! Одна из выпускниц на простой вопрос члена госкомиссии, что означает в ее докладе фраза «хорошие» грунты для строительства уникального выставочно-торгового центра с пролетами более 100 ме­тров, пролепетала что-то невразумительное про карты Google. Было совершенно ясно, что она не понимает сути вопроса и не разбирается в теме. А ведь эта выпускница была не бакалавр-«недоучка» (я их так называю), а про­учившийся шесть лет специалист, да еще по такой слож­ной специальности. И предметы по геодезии и геологии они проходили на первом курсе с закреплением знаний на летней практике в «поле». Значит, дело в программе по подготовке студентов ПГСников!

В ближайшее время будем разбираться, как так полу­чилось, что конструктор делает диплом по уникальным или многоэтажным зданиям без фундаментов? Как он считает, и что он считает, и для чего он это считает? Кому нужна такая дипломная работа? И кому нужен такой выпускник?

Поэтому на региональном уровне проблема подготовки инженеров-строителей, будущих проектировщиков стоит на первом месте! И у нас есть еще силы и желание при­нять активное участие в решении этой животрепещущей проблемы.

– Каковы будут ваши предложения и пожелания к Минстрою РФ, Российскому союзу строителей?

Геннадий Чибряков: – Наше пожелание – теснее контактировать с региональной властью по насущным пробле­мам. Есть у нас и конкретное предложение – рекомендовать региональным центрам, в том числе и новосибирскому, взять за основу положительный опыт г. Санкт-Петербурга и объединить в одну структуру службы госстройнадзора и экспертизы. По нашему мнению, это приведет к эконо­мии средств, времени и нервов!