О важности нескольких сценариев на пути к цели для руководителей и владельцев бизнеса
Все мы движемся в будущее со скоростью 60 минут в час, независимо от того, кто мы и чем занимаемся,
и все мы там будем, хотим мы того или нет. Первая царапина на кузове нового автомобиля напомнит о неизбежности предстоящих ремонтов.
А в чем состоит будущее вашего бизнеса? Как можно подготовиться к его приходу?
Накопленный человечеством опыт обширен и многогранен, включая и представления о будущем. Поскольку движение вперед нелинейное и поступательное, мы не можем ограничиться одним единственным сценарием развития событий.
Сравните свою прибыль с возможным урожаем земляники. Иметь всего один сценарий развития вашего бизнеса — это все равно что посадить на грядку только один куст земляники. Как земляника может испортиться, так и ваш сценарий может оказаться неудачным, и тогда вас ожидают серьезные проблемы.
В 1973 году разразился нефтяной кризис, и цены на топливо резко подскочили. Это обстоятельство застало врасплох большинство нефтяных компаний, но только не Royal Dutch Shell. Там понимали, что в мире время от времени происходят невероятные события, а в экстремальных условиях необходимо предпринимать быстрые и выверенные шаги. Компанией было разработано несколько сценариев, соответствующих разным вариантам развития экономики — от бума до спада.
Нефтяной кризис привел к спаду деловой активности во всемирных масштабах, и компания стала реализовывать соответствующий сценарий, ориентированный на общую нехватку нефти. В результате, умело используя сложившуюся ситуацию, компания Royal Dutch Shell поднялась в мировом рейтинге нефтяных компаний с десятого на второе место.
Противоположным примером может служить деятельность компании Exxon в 1989 году, когда ее танкер Valdez сел на мель у берегов Аляски, вызвав самый значительный в истории США разлив нефти. Руководство компании, правительство штата и управление береговой охраны США имели на подобный случай всего один разработанный сценарий, да и тот был ориентирован на ликвидацию аварии гораздо меньшего масштаба, не содержал планов использования специально обученного персонала и специальных химических средств, не учитывал возможного прерывания сообщения с Аляской.
Эта история стала печальным символом неизбежности тяжелых потерь, которые несут компании, полагаясь только на один сценарий будущего.
Одно из удивительных свойств нашего мышления состоит в том, что, задумываясь о будущем, мы мысленно оглядываем и свое прошлое. Возможно, в природе действует не известный нам фундаментальный закон, по которому мы в состоянии заглянуть в будущее ровно настолько, насколько можем оглянуться в прошлое.
Ведь не зря, думая о предстоящей смерти, человек обязательно задумывается о том, как прожил жизнь. Наши мысли о прошлом и будущем сплетены так тесно, что их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга.
Поэтому, когда мы размышляем о перспективах нашего бизнеса, необходимо думать о том, что он представляет собой сейчас и чем был раньше.
План подготовки сценариев будущего развития компании:
1. Выясните конкретные проблемы вашего бизнеса.
2. Установите, что необходимо сделать для решения каждой из них.
3. Определите факторы (экономические, технологические, производственные, относящиеся к конкуренции и т. д.), влияющие на ваше решение.
4. Разработайте четыре-пять возможных сценариев, связанных с влиянием того или иного фактора. Используйте всю имеющуюся в распоряжении информацию, чтобы учесть как можно больше вариантов вероятного развития событий.
5. Дайте развернутую характеристику каждому сценарию с учетом влияния отдельных факторов или их совокупности, а также возможной динамики их изменения (рост процентных ставок, уход из компании ведущего специалиста, резкое уменьшение спроса на ваши товары и услуги и т. д.).
Опишите возможные последствия принятого решения для вашего бизнеса на ближайшие пять лет.
6. Подумайте о скрытых возможностях развития в рамках каждого сценария и потенциальных связях между ними; попытайтесь найти новые идеи.
[Отрывок из книги: «Рисовый штурм» Майкл Микалко]