Найти тему

Истории из практики: развитие сенсомоторных навыков

Специалисты особого семейного центра «Роза ветров» ежедневно создают для детей комфортную обстановку для их развития и социализации. Историю из практики рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Анастасия Танюшкина.

У особых детей сенсомоторные навыки формируются при ведущей роли взрослого. Сенсомоторные навыки – навыки восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве. Представления о них необходимы как для овладения видами деятельности, так и для формирования картины мира в целом.

Так, на занятиях с 15-летним Сашей с синдромом Дауна учитель-дефектолог Анастасия Танюшкина целенаправленно работала на формирование у мальчика восприятия формы и величины предметов. Интерес к деятельности у подростка носил кратковременный характер. Он нуждался в постоянной стимуляции и повышении мотивации.

Занятия предполагали поэтапность усложнения заданий, поэтому первый этап закрепления навыка специалист начала со знакомства с геометрическими формами. Затем в совместной деятельности учитель-дефектолог и Саша воспроизводили величину и форму с помощью пантомических средств (показ руками), тактильного обследования предметов, обведения пальчиками.

Позже подросток стал выполнять соотнесение натуральных предметов с объёмными и плоскостными. По словам Анастасии, хорошим подспорьем в этом стало геометрическое лото. На этом этапе использовали способы наложения и приложения.

«На каждом этапе важно было часто сменять виды деятельности и задания, привлекать внимание к новым пособиям, повторять пройденное и применять изученное в новых ситуациях, а также давать эмоциональную положительную оценку малейшим достижениям ребёнка», – отмечает специалист.

«Что бывает круглым?», «Дорисуй симметричную картинку», «Дополни, чтобы получился целый предмет», «Обведи по контуру» – такие задания предлагались подростку на разных этапах занятий.

В завершение Саша уже смог показывать и называть геометрические формы и величину в окружающей действительности и на картинках, в книгах и других иллюстрациях.