Найти тему
Владимир Гордеев

Пена дней (2013, Франция - Бельгия, мелодрама / фэнтези / сюрреализм): Даже Виана можно экранизировать хорошо!

Мишель Гондри офигенно умеет регулировать темп. Когда он ушел от видеоклипов и стал снимать игровые полнометражные фильмы, это его умение меня поразило, – потому что 99% клипмейкеров, которые стали снимать кино, этого делать не умеют – менять темп киноповествования.

Гондри буквально перенес на экран взвинченность текстов Виана (хотя "Пена дней" на порядок хуже гениальной "Осени в Пекине", но написана она в той же, естественно, манере). С первых кадров Гондри достигает того уровня суетного драйва, который, никак не напрягаясь, задает Виан. Мир Виана – это текучий мир. Кто-то скажет: это кислотный мир. Всё в этом мире ускорено, словно герой постоянно потребляет спиды, всё в нем страннО, – словно герой родился в норе, в которую Кэрролл отправил Алису вслед за белым кроликом.

Кадр из фильма "Пена дней" (2013)
Кадр из фильма "Пена дней" (2013)

Но неизменно одно: этот мир цветаст, как гавайская рубашка, бодр и свеж, как капля росы на клевере, а герой Виана преисполнен нечеловеческого оптимизма.

Угнетает Колина только одно: отсутствие любимой женщины. У него нету девушки.

На одной заурядной вечеринке он находит свою девушку, но его девушка – это, в то же время, и его смерть. Как это выяснится впоследствии.

Кадр из фильма "Пена дней" (2013)
Кадр из фильма "Пена дней" (2013)

Второй скилл Гондри, который отличает его от среднего клипмейкера: умение управлять фильмом всецело. В его власти взять только что созданный мир и перетормошить его как в детском калейдоскопе.

Третий трюк: Гондри мастерски переходит из стиля в стиль (то есть, этот трюк не вызывает неприязни). Сперва он показывает развеселый сюр, потом – какой-то, блин, клип Guns’n’Roses "November Rain", где – белые платья, красное вино, дождь, деревянный отель на краю проселочной дороги.

Кадр из фильма "Пена дней" (2013)
Кадр из фильма "Пена дней" (2013)

Свадебное путешествие дает повествованию надлом, потому что герой по умолчанию выпадает из своей привычной среды.

Кажется, что все в этом фильме неспроста. Даже внешность Одри Тоту, раздражающая многих кинозрителей, играет здесь свою немаловажную роль :) Ее героине не доверяешь.

Вскоре — так оно и есть! — молодая жена заболевает странной болезнью, и жизнь героя превращается в ад, поскольку он любит свою жену, и потому что он – муж.

Кадр из фильма "Пена дней" (2013)
Кадр из фильма "Пена дней" (2013)

Поэтому он спускает на нее все бабки, все свое прежнее хорошее настроение, а в итоге и всю свою жизнь.

Всё тускнеет, сереет и от кадра к кадру становится депрессивней.

Мир застилает мгла.

Вывод: не женитесь, пацаны! Не все из вас это могут выдержать!

Вывод: се ля ви!

Вывод: стагнация. разложение. росточек.

Оценка: 8,5 из 10.

Кадр из фильма "Пена дней" (2013)
Кадр из фильма "Пена дней" (2013)

Режиссер: Мишель Гондри.
Сценарий: Люк Босси, Борис Виан,
Оператор: Кристоф Бокарн,
Композитор: Этьен Шарри.

В главных ролях: Одри Тоту, Ромен Дюрис.
В ролях: Саша Бурдо, Гад Эльмалех, Омар Си, Айса Майга, Шарлотта Лебон, Мишель Гондри.

📖 Купить роман "Пена дней" в книжном магазине "Лабиринт":

Пена дней