Мишель Гондри офигенно умеет регулировать темп. Когда он ушел от видеоклипов и стал снимать игровые полнометражные фильмы, это его умение меня поразило, – потому что 99% клипмейкеров, которые стали снимать кино, этого делать не умеют – менять темп киноповествования.
Гондри буквально перенес на экран взвинченность текстов Виана (хотя "Пена дней" на порядок хуже гениальной "Осени в Пекине", но написана она в той же, естественно, манере). С первых кадров Гондри достигает того уровня суетного драйва, который, никак не напрягаясь, задает Виан. Мир Виана – это текучий мир. Кто-то скажет: это кислотный мир. Всё в этом мире ускорено, словно герой постоянно потребляет спиды, всё в нем страннО, – словно герой родился в норе, в которую Кэрролл отправил Алису вслед за белым кроликом.
Но неизменно одно: этот мир цветаст, как гавайская рубашка, бодр и свеж, как капля росы на клевере, а герой Виана преисполнен нечеловеческого оптимизма.
Угнетает Колина только одно: отсутствие любимой женщины. У него нету девушки.
На одной заурядной вечеринке он находит свою девушку, но его девушка – это, в то же время, и его смерть. Как это выяснится впоследствии.
Второй скилл Гондри, который отличает его от среднего клипмейкера: умение управлять фильмом всецело. В его власти взять только что созданный мир и перетормошить его как в детском калейдоскопе.
Третий трюк: Гондри мастерски переходит из стиля в стиль (то есть, этот трюк не вызывает неприязни). Сперва он показывает развеселый сюр, потом – какой-то, блин, клип Guns’n’Roses "November Rain", где – белые платья, красное вино, дождь, деревянный отель на краю проселочной дороги.
Свадебное путешествие дает повествованию надлом, потому что герой по умолчанию выпадает из своей привычной среды.
Кажется, что все в этом фильме неспроста. Даже внешность Одри Тоту, раздражающая многих кинозрителей, играет здесь свою немаловажную роль :) Ее героине не доверяешь.
Вскоре — так оно и есть! — молодая жена заболевает странной болезнью, и жизнь героя превращается в ад, поскольку он любит свою жену, и потому что он – муж.
Поэтому он спускает на нее все бабки, все свое прежнее хорошее настроение, а в итоге и всю свою жизнь.
Всё тускнеет, сереет и от кадра к кадру становится депрессивней.
Мир застилает мгла.
Вывод: не женитесь, пацаны! Не все из вас это могут выдержать!
Вывод: се ля ви!
Вывод: стагнация. разложение. росточек.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Мишель Гондри.
Сценарий: Люк Босси, Борис Виан,
Оператор: Кристоф Бокарн,
Композитор: Этьен Шарри.
В главных ролях: Одри Тоту, Ромен Дюрис.
В ролях: Саша Бурдо, Гад Эльмалех, Омар Си, Айса Майга, Шарлотта Лебон, Мишель Гондри.
📖 Купить роман "Пена дней" в книжном магазине "Лабиринт":