Найти тему

Сергей Довлатов: большой "маленький человек"

3 сентября свой день рождения отпраздновал бы продолжатель традиции изображения «маленького человека», столь характерной для отечественной литературы XIX-XX века — Сергей Довлатов. Его проза написана роскошным русским языком. Довлатов был отличным стилистом, подбирая «только лучшие слова в лучшем порядке». Меткость и точность довлатовского слова по силе и достоверности превосходит живую речь. Его произведения автобиографичны — Сергей Довлатов ничего не придумывал, не фантазировал, а лишь записывал то, что происходило вокруг. Жизнь и слово — вот и все, что было в распоряжении писателя.

Сергей Довлатов. Фото из открытых источников
Сергей Довлатов. Фото из открытых источников

Родился Сергей Довлатов в 1941 году в Уфе в семье эвакуированных из Ленинграда еврея и армянки. Отец писателя — Донат Исаакович Мечик, театральный режиссер — вскоре после возвращения из эвакуации ушел из семьи. Воспитанием сына занималась мать — Нора Сергеевна Довлатова. Донат Исаакович внимания сыну уделял мало, предпочитая переписку личному общению.

После школы будущий писатель некоторое время работал в типографии, а затем поступил на филфак Ленинградского государственного университета им.Жданова. Здесь Довлатов познакомился с писателем Сергеем Вольфом, художником Александром Неждановым, поэтами Анатолием Найманом, Евгением Рейном и Иосифом Бродским. Творчество последнего Сергей Донатович обожал по последних дней.

Довлатов и Бродский. Фото из открытых источников
Довлатов и Бродский. Фото из открытых источников

Но диплома об окончании ЛГУ Сергей Довлатов не получил — спустя два с половиной года обучения его отчислили за неуспеваемость. Пришлось отправляться на три года в армию.

Долг родине Довлатов отдавал во внутренних войсках — охранял исправительно-трудовые лагеря в республике Коми. Иосиф Бродский говорил, что Довлатов приехал со службы, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». Позднее армейские впечатления легли в основу книги «Зона: Записки надзирателя».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После демобилизации Сергей Донатович учился на журфаке Ленинградского государственного университета. В то время он писал в многотиражке, а также начал практиковаться в создании небольших новелл. Некоторое время Сергей Довлатов проработал личным секретарем у знаменитой советской писательницы Веры Пановой — лауреата трех сталинских премий.

В СССР Довлатова не печатали. Правда, однажды в «Юности» появился его коротенький рассказик, однако советской культуре виртуоз слова Сергей Довлатов оказался не нужен. Его умение с насмешливой улыбкой высказывать горькую правду у чиновников любого ранга вызывало печеночную изжогу.

Сергей Донатович не считал себя писателем, определяя свою позицию в литературе как позицию рассказчика. По его мнению, прозаик говорит о том, как людям следует жить а писатель — о том, ради чего им нужно жить. Рассказчик же, по Довлатову, демонстрирует, как они живут на самом деле. Он не решает нравственно-этических задач, духовно не воспитывает окружающих, не выносит героям своих повествований оценок.

«Мне всегда в литературе импонировало то, что является непосредственно литературой, то есть, некоторое количество текста, который повергает нас либо в печаль, либо вызывает ощущение радости», - говорил Довлатов. Для него ценностью обладал лишь сам процесс рассказывания, Сергей Донатович получал удовольствие от «некоторого количества текста».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Довлатов признавался, что русской литературе предпочитает американскую. В традициях литературы США он объединял свои рассказы в циклы, дополняя их, видоизменяя и расширяя, придавая новые оттенки. При этом каждая отдельная новелла, являясь частью целого, оставалась вполне самостоятельной историей.

В 1972 году Сергей Довлатов переехал в Таллин, где трудился корреспондентом в газетах «Вечерний Таллин» и «Советская Эстония». После возвращения в Ленинград в 1976 году, он писал для журнала «Костер», а также сотрудничал с литературными журналами «Нева» и «Звезда». Неоднократно Довлатов пытался опубликовать свои новеллы, однако журналы их по-прежнему не принимали. Печатался Довлатов в самиздате и эмигрантских журналах. Собственно, за эти публикации в 1976 году его изгнали из Союза журналистов СССР.

Пришлось устроиться экскурсоводом в Мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина в Михайловском. Об этой работе Сергей Довлатов рассказал в повести «Заповедник». Персонаж носит вымышленную фамилию, в отличие от большинства других произведений Сергея Донатовича. Прототипом главного героя, как и в большинстве произведений Довлатова, является сам автор (по другой версии, прототипом стал Иосиф Бродский, безуспешно пытавшийся устроиться в Михайловское на работу библиотекарем).

В 1978 году постоянный прессинг со стороны властей, невозможность работать и, как следствие, отсутствие средств к существованию вынуждают Сергея Довлатова эмигрировать в Вену. Вскоре Сергей Довлатов перелетел через океан - в Нью-Йорк, где стал издавать русскоязычную «лихую» газету «Новый американец». Здесь одна за другой увидели свет книги его прозы: в 1978 году вышла «Невидимая книга», в 1980 - «Соло на ундервуде», в 1981 - «Компромисс», в 1982 - «Зона», в 1983 - «Наши» и «Заповедник» и т. д.

К середине 80-х годов массовый читатель узнал Сергея Довлатова. Его новеллами заинтересовался престижный журнал «Нью-Йоркер», опубликовавший в одном из своих номеров рассказ Сергея Довлатова. По этому поводу известный американский писатель Курт Воннегут отозвался так:

«Дорогой Сергей Довлатов –
Я тоже люблю вас, но Вы разбили мое сердце. Я родился в этой стране, бесстрашно служил ей во время войны, но так и не сумел продать ни одного своего рассказа в журнал "Нью-Йоркер". А теперь приезжаете вы и – бах! – Ваш рассказ сразу же печатают. Что-то странное творится, доложу я вам...
Если же говорить серьезно, то я поздравляю Вас с отличным рассказом, а также поздравляю "Нью-Йоркер", опубликовавший наконец-то истинно глубокий и универсальный рассказ. Как вы, наверное, убедились, рассказы в "Нью-Йоркере" отражают радости и горести верхушки мидлкласса. До вашего появления немного печаталось в "Нью-Йоркере" рассказов о людях, которые не являются постоянными читателями того же "Нью-Йоркера".
Я многого жду от вас и от вашей работы. У вас есть талант, который вы готовы отдать этой безумной стране. Мы счастливы, что Вы здесь.
Ваш коллега
КУРТ ВОННЕГУТ»

Кроме Довлатова, на страницах этого издания публиковался лишь один русский писатель - Владимир Набоков.

В общей сложности, за двенадцать лет эмиграции свет увидели 12 книг Сергея Довлатова, которые выходили в Соединенных Штатах и Европе. На Родине же виртуоза слова знали лишь по самоиздату да по авторской программе «Писатель у микрофоны» в эфире радио «Свобода».

Сергей Довлатов был дважды женат. От первого брака с Асей Пекуровской у него осталась дочь Мария, от второй жены Елены Довлатовой — дочь Екатерина и сын Николай. Дочь Александра родилась от гражданской жены Тамары Зибуновой.

24 августа 1990 года у Сергея Довлатова случился сердечный приступ. Писатель скончался по дороге в больницу прямо в карете скорой помощи. Похоронили Сергея Донатовича в Нью-Йорке на еврейском кладбище «Маунт Хеброн».