Найти тему
МуZей Победы

Железнодорожники становились стрелками, саперами, снайперами. Как воевали бойцы Алексея Дугина

Оглавление

Из них формировались специальные бригады, которые обеспечивали движение по ж/д путям в тылу советских войск. В критических ситуациях железнодорожников направляли на передовую как солдат. Так было в 1941 году – 9-ю отдельную железнодорожную бригаду переименовали в стрелковую, усилили вооружением и отправили в бой.

Мостовой батальон

Одним из батальонов бригады командовал Алексей Дугин. Рассказываем, как проявили себя железнодорожники на фронте и чем отличился комбат Дугин.

-2

Перед войной он командовал 1-ым отдельным железнодорожным мостовым батальоном. Когда началась Великая Отечественная война, его часть находилась в Белорусской ССР и в числе других частей Красной Армии приняла мощный удар немецких войск. Только под Белостоком и Минском Германия взяла в плен 324 тысячи человек, а всего через неделю, 28 июня 1941 года, вошла в столицу республики.

-3

Железнодорожникам Дугина пришлось трудно: в городке Волковыске батальон под непрерывными бомбёжками грузил технику и оборудование, отправлял эшелоны. Связи с другими частями не было, надеялись только на себя. Было принято решение готовиться к обороне. Это сделали не зря - во время погрузки к станции приблизились немецкие мотоциклисты, но их встретили пулеметным огнем на подступах. Батальон держал станцию, пока не ушел последний эшелон. При отходе бойцам удалось прорваться к своим.

-4

Отступая, железнодорожники продолжали эвакуацию промышленного оборудования и заградительные работы – минирование объектов, подрыв путей. В июле остатки бригады, в которую входил батальон Дугина, были срочно переброшены под Ленинград.

Бои под Ленинградом

Ее пополнили и снова отправили в бой. В августе 1941 бойцы обороняли железнодорожные пути на Карельском перешейке. Требовалось задержать наступление финнов – железнодорожники подрывали пути, разрушали инфраструктуру, эвакуировали промышленность.

Раздел «Эвакуация», экспозиция «Подвиг Народа» Музея Победы
Раздел «Эвакуация», экспозиция «Подвиг Народа» Музея Победы

Шли напряженные бои за станцию Антреа, Райвола, мост через реку Вуокса. В сентябре железнодорожную бригаду переименовали в стрелковую и отправили на участок обороны по восточному берегу Финского залива. Только в конце зимы бригада вновь становится железнодорожной.

-6

Одной из следующих задач бригады стала реконструкция железнодорожной ветки между Ленинградом и Западным берегом Ладожского озера. Через нее шли основные грузы Дороги жизни. До войны эта ветка была второстепенной и не могла удовлетворить потребности города. После реконструкции ее пропускная способность достигла восьми пар поездов в сутки. Грузы с западного берега Ладоги быстрее доставлялись в Ленинград.

-7

Железнодорожная бригада продолжила строительство объектов на Дороге жизни: возводили пирсы с рельсовыми путями, паромную железнодорожную переправу через Ладожское озеро, новые станции и пути. Мостовой батальон строит причал и железнодорожные слипы – спуски в воду ж/д путей.

-8

В июле 1942 Дугина назначают командовать 1-й железнодорожной бригадой: его бойцы восстанавливали разрушенные пути и мосты в верховьях Волги. Когда фронт стабилизировался, внутри бригады развернулось снайперское движение: железнодорожников учили стрельбе из противотанковых ружей и снайперскому делу. Во время войны подготовили 637 снайперов.

Дорога к Победе

В марте 1943, когда был освобожден Ржев, бригада Дугина всего за три дня возвела мост через Волгу. До конца года бойцы-железнодорожники обеспечивали движение воинских составов по направлениям к Смоленску, Дорогобужу.

-9

В 1944-45 бригада прошла путь от Белоруссии до Восточной Пруссии. Бойцы восстанавливали мосты и ж/д пути. В 1944 на путях протяженностью 600 километров железнодорожники сняли 27 766 мин.

-10

Когда Красная Армия была в Восточной Пруссии, железнодорожники «перешивали» немецкую колею на нашу. В апреле 1945, всего через 3 дня после взятия города-крепости Кенигсберга, в него пришел первый советский поезд. За это бригада получила почетное наименование «Кенигсбергской».

-11

Алексей Семенович Дугин прошел всю войну. За свои заслуги он получил множество наград, в том числе звание Героя Социалистического Труда. Больше историй о героизме советских людей в тылу и на фронте – на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода #ПодвигЖелезнодорожников #АлексейДугин