Из них формировались специальные бригады, которые обеспечивали движение по ж/д путям в тылу советских войск. В критических ситуациях железнодорожников направляли на передовую как солдат. Так было в 1941 году – 9-ю отдельную железнодорожную бригаду переименовали в стрелковую, усилили вооружением и отправили в бой.
Мостовой батальон
Одним из батальонов бригады командовал Алексей Дугин. Рассказываем, как проявили себя железнодорожники на фронте и чем отличился комбат Дугин.
Перед войной он командовал 1-ым отдельным железнодорожным мостовым батальоном. Когда началась Великая Отечественная война, его часть находилась в Белорусской ССР и в числе других частей Красной Армии приняла мощный удар немецких войск. Только под Белостоком и Минском Германия взяла в плен 324 тысячи человек, а всего через неделю, 28 июня 1941 года, вошла в столицу республики.
Железнодорожникам Дугина пришлось трудно: в городке Волковыске батальон под непрерывными бомбёжками грузил технику и оборудование, отправлял эшелоны. Связи с другими частями не было, надеялись только на себя. Было принято решение готовиться к обороне. Это сделали не зря - во время погрузки к станции приблизились немецкие мотоциклисты, но их встретили пулеметным огнем на подступах. Батальон держал станцию, пока не ушел последний эшелон. При отходе бойцам удалось прорваться к своим.
Отступая, железнодорожники продолжали эвакуацию промышленного оборудования и заградительные работы – минирование объектов, подрыв путей. В июле остатки бригады, в которую входил батальон Дугина, были срочно переброшены под Ленинград.
Бои под Ленинградом
Ее пополнили и снова отправили в бой. В августе 1941 бойцы обороняли железнодорожные пути на Карельском перешейке. Требовалось задержать наступление финнов – железнодорожники подрывали пути, разрушали инфраструктуру, эвакуировали промышленность.
Шли напряженные бои за станцию Антреа, Райвола, мост через реку Вуокса. В сентябре железнодорожную бригаду переименовали в стрелковую и отправили на участок обороны по восточному берегу Финского залива. Только в конце зимы бригада вновь становится железнодорожной.
Одной из следующих задач бригады стала реконструкция железнодорожной ветки между Ленинградом и Западным берегом Ладожского озера. Через нее шли основные грузы Дороги жизни. До войны эта ветка была второстепенной и не могла удовлетворить потребности города. После реконструкции ее пропускная способность достигла восьми пар поездов в сутки. Грузы с западного берега Ладоги быстрее доставлялись в Ленинград.
Железнодорожная бригада продолжила строительство объектов на Дороге жизни: возводили пирсы с рельсовыми путями, паромную железнодорожную переправу через Ладожское озеро, новые станции и пути. Мостовой батальон строит причал и железнодорожные слипы – спуски в воду ж/д путей.
В июле 1942 Дугина назначают командовать 1-й железнодорожной бригадой: его бойцы восстанавливали разрушенные пути и мосты в верховьях Волги. Когда фронт стабилизировался, внутри бригады развернулось снайперское движение: железнодорожников учили стрельбе из противотанковых ружей и снайперскому делу. Во время войны подготовили 637 снайперов.
Дорога к Победе
В марте 1943, когда был освобожден Ржев, бригада Дугина всего за три дня возвела мост через Волгу. До конца года бойцы-железнодорожники обеспечивали движение воинских составов по направлениям к Смоленску, Дорогобужу.
В 1944-45 бригада прошла путь от Белоруссии до Восточной Пруссии. Бойцы восстанавливали мосты и ж/д пути. В 1944 на путях протяженностью 600 километров железнодорожники сняли 27 766 мин.
Когда Красная Армия была в Восточной Пруссии, железнодорожники «перешивали» немецкую колею на нашу. В апреле 1945, всего через 3 дня после взятия города-крепости Кенигсберга, в него пришел первый советский поезд. За это бригада получила почетное наименование «Кенигсбергской».
Алексей Семенович Дугин прошел всю войну. За свои заслуги он получил множество наград, в том числе звание Героя Социалистического Труда. Больше историй о героизме советских людей в тылу и на фронте – на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода #ПодвигЖелезнодорожников #АлексейДугин