Найти в Дзене
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Показываю моменты ралли-рейда "Шелковый путь 2022”, которые не увидеть простому зрителю

Ралли-марафон — удивительное приключение. Гигантская стая из сотен механических птиц кочует на тысячи километров, пускаясь на перегонки, вздымая облака песка и пыли. Темп гонки ускоряется почти до маха на скоростных спецучастках. Похоже неслучайно, что остановки — лагеря, или бивуаки, где кипит гоночная жизнь, тут обустраиваются в том числе на аэродромах…

Двенадцатый “Шелковый путь” прошел полностью по территории России. 4474 километра, из них 2800 боевых, от Астрахани до Москвы.

Раскаленные пески Астрахани приняли сразу три этапа, составивших одновременно дистанцию бахи “Золото Кагана”. Дюны, грунтовые и песчаные треки, в том числе через знаменитый 20-метровый бархан Большой Брат.

Затем — прохват по еще более горячим степям Калмыкии, и через Дагестан — в чеченский Грозный. Бивуак — на автодроме “Крепость Грозная”.

Из Грозного гонщики отправились в Элисту, через степной марафонский этап, в ходе которого пилотам нужно было самостоятельно обслуживать технику взятыми с собой запчастями. Волгоград, Липецк, вязкие пески сменяются грунтами и бродами, глубокими настолько, что в одном из них хлебнет воды мотор “МАЗ”а белоруса Вишневского, — и наконец, торжественный финиш в Москве, в Лужниках.

Как и другие международные гонки, “Шелковый путь” говорит на нескольких языках.

Старт приняла команда МАЗ-СПОРТавто из Белоруссии, участники из Казахстана. На снимке ниже — экипаж Кирилла Черненкова и Алексея Муна из команды “Aktau Motorsport” на прологе гонки.

-2

На старт Т2 вышло целых четыре экипажа из Туркменистана. Еще больше национальностей — в Гранд-туре “Дорогами Петра”, многочисленные участники которого ежедневно выполняли задания на регулярность движения (с соблюдением предельного норматива средней скоростью и отметками на КП). На каждом бивуаке для участников категории был выделен отдельный сектор. В прямом смысле величиной Гранд-тура был КАМАЗ-43509 российско-китайского экипажа.

-3

Пилот Хоу Хоннин, штурман Шэнь Синь и опытнейший бортинженер Роберт Аматыч ехали в туристическом режиме наряду с обычными внедорожниками и кроссоверами, никуда не торопились, и явно получали от этого удовольствие.

Традиционно, гонка стала местом битвы между пилотами “КАМАЗ-мастер” Эдуардом Николаевым, Дмитрием Сотниковым и Андреем Каргиновым.

На трассе Эдуард Николаев
На трассе Эдуард Николаев

Глядя на то, как взлетает в воздух при прыжке с очередной дюны многотонный грузовик, думаешь, что в Набережных Челнах смогли что-то такое сделать с законами физики.

В полете Андрей Каргинов, Андрей Макеев и Иван Малков
В полете Андрей Каргинов, Андрей Макеев и Иван Малков

Чуть раньше, стоя по щиколотку в горячем песке на вершине бархана рядом с руководителем гонки Владимиром Чагиным, я услышал из его уст удивительную историю, как ему удавалось находить дорогу через дюны в Африке, следуя по верблюжьим следам. Все-таки чутье гонщика — использование природных инстинктов.

Сергей Куприянов и его эко-КАМАЗ
Сергей Куприянов и его эко-КАМАЗ

Сергей Вязович из “МАЗ-СПОРТавто” со стартового подиума в Астрахани обещал соперникам из “КАМАЗ-мастер” побеждать, и после второго спецучастка обещание выполнил, вот только результат оказался недолговременным.

Сергей Вязович и 950-сильный МАЗ-6440RR. 4500 Ньютонов момента!
Сергей Вязович и 950-сильный МАЗ-6440RR. 4500 Ньютонов момента!

Все началось с шин, которые начали рваться. Сначала, казалось, при наезде на камень. Потом, вроде бы, протерлись о металл каркаса. А потом… шины продолжали перегреваться, расслаиваться, рваться, и даже умение поменять их в четыре руки за пять минут перестало помогать. “Мишлены, говорите?” — спрашиваю у одного из белорусских спортсменов. “Была бы “Белшина”, может и выдержала бы”, — грустно вздохнул мой собеседник.

-8

Очевидно, что погоня за КАМАЗами была невероятно тяжелой для всей белорусской команды, но все держались безукоризненно.

-9

Ежедневно красные автомобили подвергались детальному сервису, пробы российского масла G-Energy из двигателя и мостов анализировались в мобильной лаборатории (о ее работе расскажу отдельно). Но отмечу, что это классический пример доработки продукции (в данном случае — моторного масла) в автоспорте.

Отбор проб масла в лагере МАЗ на бивуаке
Отбор проб масла в лагере МАЗ на бивуаке

Проблем с маслом и моторами не было, да и неудачи с шинами вроде остались позади — но от вибрации начали сдавать надстройки кузова. КАМАЗы уходили в отрыв, и злополучный для экипажа Алексея Вишневского брод, повлекший гидроудар за день до финиша, развеял все надежды на победу белорусской команды.

Пробитый сломанным амортизатором бензобак и остановка перед финишем забрали лидерство у Николаева, отдав его в руки Сотникова.

Дмитрий Сотников на пути к победе. В принципе, в абсолюте, но по правилам ралли-рейдов грузовики в официальном абсолютном зачете не учитываются.
Дмитрий Сотников на пути к победе. В принципе, в абсолюте, но по правилам ралли-рейдов грузовики в официальном абсолютном зачете не учитываются.

Третье место — у Вязовича, но для него это был уже утешительный приз. Четвертое и пятое место забрали спортсмены “ГАЗ Рейд Спорт” Алексей Хлебов и Михаил Шкляев на своих “ГАЗ Садко NEXT”.

Алексей Хлебов и Александр Филякин на Садко Next — четвертое место в грузовом зачете Т4. При этом бюджет команды в разы скромнее, чем у других участников в классе.

Алексей Хлебов и Александр Филякин на Садко Next — четвертое место в грузовом зачете Т4. При этом бюджет команды в разы скромнее, чем у других участников в классе.
Алексей Хлебов и Александр Филякин на Садко Next — четвертое место в грузовом зачете Т4. При этом бюджет команды в разы скромнее, чем у других участников в классе.

Про команду “ГАЗ Рейд Спорт” готовлю большой материал по нескольким интервью с руководителем команды Вячеславом Субботиным. Который, в хорошем смысле слова, просто сумасшедший, и это, очевидно, передалось и пилотам, показавшим на ШП отличный результат.

Переворот случился и в категории Т1, причем, в прямом смысле слова. Участников тут тоже стало меньше, чем в былые годы, когда приезжали сильнейшие мировые пилоты. Но и наши участники — вполне себе из мирового ТОП-10.

Лидироваваший всю гонку без всяких но экипаж Владимира Васильева и Алексея Кузьмича на "дакаровском” прототипе, облаченном в шкуру BMW X3, словил уши на последнем этапе.

-13

Причиной стало увеличение темпа — ранее из за поломки первичного вала на уже второй за гонку коробке передач финишировать Васильеву пришлось “на галстуке” у Каргинова, что тоже не добавило машине здоровья — при буксировке порвали и стропу, и машину (и это был не КАМАЗ, как можно догадаться).

Так победа в классе “Т1 свыше 1000 км” и абсолюте оказалась в кармане Дениса Кротова и Константина Жильцова на MINI John Cooper Works Rally (заводской прототип).

-14

После финиша первого СУ, впрочем, и опытнейший Кротов, и его легендарный даже по мировым меркам штурман Жильцов были совсем не так уже счастливы — “Это трасса для КАМАЗов, а не для нас!”. Радиатор автомобиля был полностью забит насекомыми и травой — вот что такое степь, когда несешься по ней на скорости в полторы сотни.

-15

Второе и третье место заняли отчаянные парни на гоночных “газелях”, и это не шутка. Александр Русанов и Евгений Суховенко были на высоте. При гораздо более простых технических решениях, чем у конкурентов, ГАЗовские заводские пилоты показывают отличный результат (хотя кое кому, не будем показывать пальцем и потребовалось три усиленных передних моста).

Белые туркменские “патрули” с быстро разбитыми зелеными бамперами выступали в Т2 с переменным успехом, и прежде всего было видно, что классу “стандарт” в песках вообще очень тяжело. Впрочем, это не помешало именно туркменским гонщика занять весь пьедестал в классе. Мердан Тойлыев, Шамырат Гурбанов, Максатмырат Данатаров, и лишь потом — известнейший российский гонщик Дмитрий Воронов (штурман — Евгений Загороднюк) на Lada Niva Legend. Детские болезни? На мой взгляд, как минимум астраханские пески и высокие кочки степи были для почти стандартной Нивы тяжелым испытанием. При мне Чагин напутствовал Воронова: “Ты главное машинку не ломай. Нива — она же женщина. Надо с ней нежно. Не надо ей мешать ехать, и она тебя до финиша довезет”.

Класс “Т3 свыше 1000 км” привлек наибольшее количество участников, что неудивительно — мотовездеходы Can-Am Maverick X3 с 200-сильными турбомоторами в 0.9 литра очень популярны среди гонщиков и хорошо себя показывают, позволяя ехать быстро и заниматься ребилдом не каждый день.

Конечно, я болел за свою хорошую знакомую, Анастасию Нифонтову. Впрочем, не был бы знаком — тоже болел бы, как делаю уже много лет.

Настя с сыном Тимофеем
Настя с сыном Тимофеем

В 2021 году Настя стала амбассадором топлива G-Drive, в 2022 году в список титульных партнеров добавился «масляный» бренд G-Energy. Солидная поддержка позволила талантливой спортсменке принять участие не только в этапах ЧР, но и в ШП.

По словам Насти, российское гоночное масло оказалось лучше популярного среди гонщиков иностранного – ушла проблема с потерей давления масла на жаре, что хладнокровно зафиксировал ЭБУ Motec. Проводимые ежедневные анализы масла показывали, что и с ним, и с мотором все тип-топ, и на 1000 км в принципе можно было бы и не менять, если бы не принятый в команде регламент.

-17

Но в остальном ШП начался для Насти драматично — ехала она быстро и точно, на уровне лидеров Т3, но уже на первом длинном СУ оборвало кардан, потом поочередно привода, которые Насте и ее штурману Екатерине Жадановой пришлось в песках спиливать болгаркой для замены. Следующий кардан и вовсе завернуло фантиком…

Только потом стало ясно, что всему виной — спортивный передний редуктор, который заменили на стоковый (как и кардан), и все проблемы остались позади. Настя выиграла четыре спецучастка из десяти, но с учетом пенализации за опоздание с финишем при ремонте этого оказалось недостаточно, чтобы войти в тройку лидеров. И все-же факт остался фактом — пересев с двух колес на четыре, Анастасия уверенно соревнуется с мужиками на равных, и явно может претендовать на победу в ШП и других гонках в классе Т3. Подробнее об участии Насти в гонке я расскажу в отдельном материале.

Интересная особенность мотовездеходов класса Т3, как и мотоциклов с квадроциклами – скромный объем топливных баков, не позволяющий преодолеть дистанцию СУ и последующего лиазона без дозаправки качественным «сотым».

Например, объем бака у стандартного Can-Am Maverick X3 с трехцилиндровым 154-сильным турбомотором Rotax ACE объемом 0.9 л — всего 40 литров, такого количества топлива хватило бы лишь на 100-110 боевых километров. Поэтому на гоночные машины с форсированными до 200 л.с. моторами устанавливаются 100-литровые баки. С ними максимальный запас хода – около 300 км, но, конечно, все зависит от индивидуальных настроек машины и особенностей пилотирования.

Вот почему на СУ устраивают мобильные пункты заправки.

Штурман Кирилл Шубин из команды Nakusi Racing заправляет свой мотовездеход на мобильном пункте заправки на финише одного из первых СУ.
Штурман Кирилл Шубин из команды Nakusi Racing заправляет свой мотовездеход на мобильном пункте заправки на финише одного из первых СУ.

На мобильных пунктах заправки автомобили заправляются из бочек, на бивуаках – прямо из бензовозов. Общий объем израсходованного топлива (традиционный поставщик — АЗС «Газпромнефть»), на ШП-2022 составил 140 тысяч литров (суммарно – «сотый», «пятый» и дизель).

На фото заправляется совсем не обычный пикап, это модифицированный мотовездеход Yamaha YXZ 1000 R под управлением Вячеслава Папуцкого и Игоря Чудайкина.
На фото заправляется совсем не обычный пикап, это модифицированный мотовездеход Yamaha YXZ 1000 R под управлением Вячеслава Папуцкого и Игоря Чудайкина.

Первым в Т3 стал в недавнем прошлом выступавший в “Формуле-1” Никита Мазепин, которого опекала команда Сергея Карякина, ставшего на время до и во время ШП играющим тренером молодого таланта.

Сергей Карякин — сегодня один из сильнейших гонщиков Т3 в мире
Сергей Карякин — сегодня один из сильнейших гонщиков Т3 в мире

Уже на первом СУ Никита помчал со скоростью лидеров, но начались проблемы с машиной — ее пришлось “перезагружать” 12 раз, и первые несколько минут после финиша СУ молодой гонщик просто не мог сказать ни слова, уронив голову на руки, а их на заднее крыло своего мотовездехода. “Комментарии дает штурман — Антон Власюк”.

-21

После этого, впрочем, гонщик быстро перезагрузился сам — полностью собрался и поговорил с журналистами. “Никита, вижу, что только что тебе после финиша первого боевого СУ в твоем первом ралли-рейде было физически очень тяжело. В Ф1 так бывает?”

-22

Никита на подколку не повелся. В его глазах горел огонь и неутомимая решимость побеждать, и это, поверьте, не просто фигура речи. “Это не физическая усталость, это прежде всего очень сильный стресс. Нам пришлось глушить и заводить заново автомобиль 12 раз. Решим проблему и все будет ОК ”. Похлопав меня по плечу, Мазепин сел в автомобиль и умчал на лиазон. Такого целеустремленного в моменте человека я давно не видел!

Сергей Карякин вполне мог бы бороться за лидерство в абсолюте, но выбрал оказать максимальную поддержку напарнику по команде.
Сергей Карякин вполне мог бы бороться за лидерство в абсолюте, но выбрал оказать максимальную поддержку напарнику по команде.

Конечно, победа Мазепина (1 в классе, 2 — в абсолюте) стала заслугой в том числе и масштабной командной работы.

Туда поворачивай! Работа штурмана экипажа Мазепин-Власюк видна невооруженным взглядом
Туда поворачивай! Работа штурмана экипажа Мазепин-Власюк видна невооруженным взглядом

Во-первых, Антон Власюк — опытный штурман, трудно придумать более подходящего партнера-наставника, если вы решите выступить в Т3 на ралли-рейде.

Во-вторых, Карякин всю гонку держался позади, не уходя в отрыв, хотя явно мог это сделать, но зато в ситуации со сломанным поворотным кулаком у Мазепина оказалось сразу три механика — штурман Антон Власюк, Карякин и его штурман Иван Безденежных. Командная тактика была реализована безупречно, как и бывает в настоящем большом автоспорте. Но, конечно, без большого таланта гонщика это было бы невозможно, так что победа Никиты полностью заслуженная и он молодец.

Вслед за Мазепиным финишировали Армен Пузян с Кириллом Шубиным (3 время в абсолюте) из Nakusi Racing.

Армен Пузян и Кирилл Шубин
Армен Пузян и Кирилл Шубин

Второй экипаж команды — Алексей Тузов и Максим Плюхин — принял участие только в “Золото Кагана”, заняв седьмое место в группе (Тузов забрал золото в Т3).

К сожалению, снялись с гонки быстрые экипажи братьев Черкесовых — по моим данным, по причине неудовлетворения их протеста. Автоспорт — не только технический, но и очень эмоциональный вид спорта.

Дмитрий Черкесов и Владимир Простаков буквально взрывают дюну на приземлении
Дмитрий Черкесов и Владимир Простаков буквально взрывают дюну на приземлении

Мотоциклистов и квадроциклистов было немного, но каждый из них достоин отдельного рассказа.

От четверокурсника политеха ВятГУ Матвея Рудина на старинной “Африке”, которому вечно не хватало топлива для всего маршрута СУ. В свободное от учебы и мотогонок время Матвей проектирует раллийные перемотки — устройства, позволяющие быстро листать легенду.

-27

До еще одного дебютанта ШП, но известнейшего эндуриста Алексея Наумова, фактически, соревнующегося с самим собой ввиду отсутствия других участников такого уровня.

-28

Аналогичная ситуация поначалу складывалась в зачете квадроциклистов, но падение отбросило изначального лидера гонки Александра Максимова на вторую позицию.

На трассе Александр Максимов
На трассе Александр Максимов

Тут надо сказать, что даже те, кто не победил, все равно были в абсолютном большинстве счастливы принять участие в гонке. И прежде всего это касается именно самих пилотов, ведь любые автогонки прежде всего существуют именно для них, что бы там не думали все остальные.

Теперь немного о том, как устроена сама гонка. Начнем с разбиваемого каждый день бивуака – лагеря гонки. А бивуак – это вам не виадук! Это целый небольшой город, для постройки которого нужна лишь вода и электричество (В ШП также при возможности используется доступная инфраструктура — например, в этом случае — спортцентр и автодром). Планировка бивуака — настоящее искусство, ведь нужно обеспечить одновременный доступ автомобилей команд к своим территориям, а также бесперебойной работы всех вовлеченных служб.

Автомобили участников, ассистанса, медиа, организаторов, прессы и так далее — у всех есть свое место. А еще есть медкабинет с рентгеном, душевые, огромная столовая с отличным меню. Платить не надо — все включено в стоимость аккредитации прессы или заявки на участие. А случайному человеку сюда не попасть — мало того, что охраняется сама территория бивуака, так еще и доступ внутрь самых ответственных зон (вроде столовой) — по индивидуальному QR-коду. На специальном экране тут же высвечивается сделанная при оформлении фотография — чужой не проскочит!

Оказаться на бивуаке после “горячего” СУ — очень интересно, можно оценить работу команд механиков и техническое устройство спортивных автомобилей. Разница в бюджетах команд значительная. Одинаковое, пожалуй, только топливо…

Например, внимательно рассматривая сине-белые гоночные грузовики в лагере, понимаешь, что все-таки техническое и технологическое превосходство “синей армады” над любой другой заводской или незаводской командой в зачете грузовиков просто очевидно (и, похоже, это в мировом масштабе).

-30

Еще больше наворотов — в машине Сергея Куприянова. 16.6 литровый двигатель работает на смеси дизельного топлива и природного газа, и более экологичен, чем обычные дизели.

“Заправка” самих участников — добротное питание в столовой, а также сухпайки, из которых на жаре заходили только галеты, энергетики и мюсли-батончики G-Drive (такие продают на сине-белых АЗС, зеленый — самый вкусный). До разогрева горохового супа на спиртовой горелке дело ни разу не дошло, хотя успеть на обед удавалось не всегда. Просто потому, что на все автомобили (включая мой медиа-кар Chery Tiggo 8 Pro Max) были установлены трекеры, благодаря которым орги отслеживают пересечение канала гонки и превышение скорости, что жестоко штрафуется.

Разрешенная скорость вне СУ для легковушек — 90 км/ч, и 70 км/ч для грузовиков. Превышение на 1-20 км/ч на дистанции до 500 метров обойдется в 8500 рублей, на большей дистанции — уже в 34000 рублей. При превышении на такой дистанции скорости на 21-40 км/ч штраф составляет 85000 рублей, и автомобиль исключается из гонки. Если превысить скорость более чем на 40 км/ч, то придется оплатить еще 85000, и также покинуть гонку, плюс если машина заявлена от какой-то команды, то ее быстрейший пилот будет оштрафован на 5 минут.

Отношение к безопасности на ШП максимально серьезное, и это касается не только соблюдения скоростного режима на дорогах общего пользования. Например, незарегистрированные дроны сажают (иногда прямо в руки их незадачливым владельцам) сотрудники спецслужб, при помощи специального комплекса. Это помогает предотвращать в том числе авиационные инциденты, ведь все самое интересное на трассе происходит, когда в небе кружится вертолет съемочной группы.

В следующих историях поговорим более детально о спортивных грузовиках, о том, как по капле масла в гоночных условиях можно предсказать поломку двигателя или агрегата трансмиссии. Также мы поговорим с Анастасией Нифонтовой — о гонках, жизни, ее третьем высшем образовании и Никите Мазепине. Отдельный разговор будет и про команду “ГАЗ Рейд Спорт” с ее руководителем Вячеславом Субботиным.

Так что если любите ралли-рейды, не переключайте канал, а пока интересно ваше мнение — что думаете про ралли-марафон “Шелковый Путь”? Следите за результатами или нет? За кого болеете? Принимали участие в качестве зрителей? Жду ваших дополнений в комментариях!