Российский автоспорт способен удивлять. Оказавшись 21 августа на четвертом этапе G-DRIVE СМП РСКГ на подмосковном автодроме Moscow Raceway, пообщавшись с организаторами, участниками и пилотами, понаблюдав за зрителями, я пришел к интересному выводу — российский автоспорт, похоже, переживает сейчас новое рождение, и его популярность будет расти как у гонщиков, так и у зрителей. Почему мне так кажется? Следите за повествованием!
Нужно признать — кольцевые автогонки в нашей стране занимают менее высокую позицию в системе общественно-социальных ценностей, по сравнению с многими другими странами мира. У этого есть причины и предпосылки, о которых я уже не раз рассуждал на страницах этого блога. Ссылки на посты вы найдете под этим материалом, но, вкратце, мне кажется, что кольцевые гонки — это для широких масс слишком сложно. Сложно технически, сложно для восприятия. Сложно доехать до автодрома и так далее.
Поэтому гораздо проще рассуждать с умным видом о падении популярности кольцевых гонок в стране. Ну а что — смотрите сами, нет у нас больше ни нескольких классов “формул” с открытыми колесами, нет гонок в центре Москвы, Формула-1 объявила на днях об уходе из России, и даже трансляции F1 с комментариями Алексея Попова теперь выходят в фанатских группах, а не центральных телеканалах. В общем, упадок и вот это все.
Но если взглянуть на ситуацию не только шире, но и немного глубже, то на самом деле все получается несколько иначе. Начнем с того, что российские автогонки гонки в девяностых и нулевых развивались по инерции на основе советской автоспортивной системы. Конечно, у нас появились промоутеры, крутые автомобили, западные спонсоры, но новой системы, предусматривающей комплексное развитие автоспорта, фактически не существовало. В советское время был понятен путь талантливого спортсмена от картинговой секции ДОСААФ до Чемпионата СССР по кольцевым гонкам. При школах, дворцах пионеров и станциях юных техников работало 5 тысяч картинговых секций, в которых училось автоспорту 130 тысяч человек. Куда все это делось потом, вы хорошо знаете…
Заменой советской системе стала основанная в 2013 году частная программа развития автоспорта SMP Racing. Спонсируемая в том числе российским государством, программа оказалась очень удачной и действительно помогает талантливым пилотам, не имеющим родителей-олигархов, быстро пройти путь от детского картинга до ведущих мировых чемпионатов. Гонки на выносливость, Формулы 4, 3, 2 и 1, Indycar, и так далее. Михаил Алёшин, Кирилл Ладыгин, Роберт Шварцман, Ирина Сидоркова, Сергей Сироткин, Александр Смоляр, Егор Оруджев — список пилотов СМП, добившихся высоких результатов в топовом мировом автоспорте, можно продолжать довольно долго. Понятно, что часть бюджета всегда брали на себя западные команды, пригласившие русских пилотов, но все равно — без поддержки СМП все это было бы невозможно.
Для понимания масштаба, речь идет не о тысячах, но о десятках уже подготовленных пилотов высшего класса, которые, в свою очередь, подготовят своих учеников. Пусть мелкими шагами, но пилотская школа в России движется вперед. Разве что, выступления в международных сериях сейчас на паузе, но это, думаю, временное.
С пилотами понятно, идем дальше — к самим российским гонкам. Можно очень четко объяснить, почему в молодой России гонки проводились на городских улицах (в частности, в Москве и Смоленске) — да просто потому, что тогда из гоночных трасс в стране было фактически только Невское кольцо. В 2002 появилась трасса АДМ в Мячково, которая для нынешнего уровня уже тесновата. Существенное развитие произошло лишь во второй декаде XXI века, и в итоге у нас сейчас уже есть некоторое количество автодромов мирового уровня. Смоленское кольцо, Нижегородское кольцо, Kazan Ring, Moscow Raceway, Сочи Автодром, Игора Драйв. На трех последних — новейших автодромах с классификацией FIA Grade 1 — можно проводить гонки любого мирового уровня, вплоть до Формулы-1.
Стоит вспомнить, что впервые чемпионат СССР по шоссейно-кольцевым автомобильным гонкам состоялся на Большом Минском кольце в 1955 году. С 2014 года наследником Чемпионата и первенства страны по кольцевым гонкам стала серия СМП РСКГ. Давайте посмотрим, что представляет из себя российский автоспорт в текущих условиях.
Соревнования проводятся в нескольких классах. Во время уикенда проводится от двух до четырех гонок на 12-16 кругов в каждом зачете.
Самая многочисленная категория (аж 27 пилотов) — спортпрототипы CN, объединяющая российские болиды Shortcut 527 (эдакие наследники Lotus 7), похожие на старинные авто Legends Evo, Legends 600 и замаскированные под спорткары прототипы Mitjet 2L. Прототипы этого класса отличаются не только простой конструкцией и доступной ценой, но и отличным соотношением мощности к массе.
184 л.с. на 497 кг у "Шортката", 230 л.с. на 750 кг у "Митджета", 172 л.с. на 600 кг у "Легенды".
В Легендах” первым оказался Артем Кабаков. Второе место у Алексея Хаирова, третье – у Георгия Кудрявцева.
По итогам двух гонок пилоты, выступающие на “шорткатах”, получили кубки в отдельном зачете G-Drive Cup. Удивительным образом результаты совпали с результатами воскресной гонки, то есть тройке призеров пришлось дважды полить друг друга шампанским, не уходя с подиума. Первый — Артём Викторов, второй – Степан Крумилов, третий — Сергей Перегудов. Кубки победителем вручал победитель международных гонок на выносливость и пилот команды G-Drive Racing Роман Русинов.
Класс S1600 стартует вместе с близким по параметрам “туринг-лайтом”. Автомобили тут чуть менее мощные. Это Гранты, Рио и Солярисы с атмосферными 1.6 мощностью 160 л.с. Масса около тонны, так что динамики хватает.
В зачете 4 этапа — 21 участник, это немало, вполне достаточно для очень острой борьбы.
Причем в прямом смысле слова — большинство контактов традиционно случается именно в этом классе. Первым стал Илья Сидоров, вторым Станислав Новиков, третьим Кирилл Зиновьев.
Класс “туринг-лайт” объединяет автомобили мощностью около 200 л.с. Новинки сезона — турбо-лифтбеки VW Polo. Также есть Солярисы и Рио. В группе было 11 участников.
С “турбо-поло”, впрочем, возник технический казус (несоответствие регламенту), и все три лидера, выигравшие на них в гонке (Карамышев, Плотников и Масленников), были дисквалифицированы. Призерами по итогам этапа стали Артем Фридман, Владимир Черевань и Олег Кравцов.
Туринг — наиболее престижная категория. 340-350 л.с. на 1.2 тонны. Автомобили Audi RS3 LMS SWQ, Lada Vesta NG TCR, Hyundai i30N TCR, 12 участников. Победил Артем Слуцкий, второй — Дмитрий Брагин, третий — Кирилл Ладыгин.
В стартующем одновременно классе “суперпродакшн” — чуть меньше мощности, 240-250 л.с. и 1.3 тонны массы. На 4-м этапе в классе выступало 10 пилотов, в том числе, очаровательная Ирина Сидоркова, с которой у меня была возможность пообщаться.
Ирина Сидоркова впервые села за руль боевого карта в 2009 году в шестилетнем возрасте, и уже спустя три года стала чемпионкой Эстонии, обладателем Кубка Прибалтики и Кубка Карелии в своем классе. При поддержке сначала "Академии Ралли", а потом и SMP Racing, Сидоркова стала призером бесчисленного количества российских и международных гонок, как в "кузовах", так и в "формулах". В 17 лет Ира стала самым юным пилотом наиболее престижной в мире женской серии W, проводящейся вместе с этапами Формулы-1. Вслед за этим поступило приглашение на тесты в Формулу 3… Сейчас 19-летняя Сидоркова снова выступает в РСКГ в классе Супер-продакшн, уверенно борясь за лидерство.
В зачете чемпионата Ирина идет на третьем месте, и это при том, что ее 250-сильный BRZ по прозвищу Фил тяжелее автомобилей прочих участников, и проигрывает при разгоне на выходах из поворотов. Но спортсменка не унывает — взаимопонимание с автомобилем есть, он очень устойчив, а что касается превосходства остальных участников — тем интереснее борьба!
Победителем на четвертом этапе стал Иван Чубаров, второй — Сидоркова, третий — Роман Голиков.
В самой быстрой категории GT4 — самые мощные и дорогие автомобили РСКГ с мощностью 435-550 л.с.
Mercedes-AMG GT4, Porsche 718 Cayman GT4 CS MR, BMW M4, и, сюрприз, Toyota Supra GT4, которая под управлением Давида Погосяна в ходе второй гонки впервые в истории зачета заехала на подиум.
А пока возглавляют зачет "мерседесы". В первой гонке GT4 выиграл Денис Ременяко, за ним финишировал Ринат Салихов.
Но по решению судей, его признали виновным в столкновении, и переместили на 4 позицию, в итоге вторым стал Вадим Мещеряков, а третьим Антон Немкин. Первым во второй гонке стал Вадим Мещеряков вторым — Денис Ременяко.
Участников в категории было немало — 16 человек.
В гонке зачета Historical — три подгруппы (А1 (100 л.с.), А5 (140 л.с.) и Москвич-2000).
В лютом сражение ВАЗовской классики, ИЖей и “Москвичей”, самым эстетичным мне показался “Москвич-408”. Как же он красив и гармоничен!
В A1 призерами стали Андрей Козлов, Игорь Шунайлов и Иван Тараканов, в А5 Владимир Черевань и Игорь Ташаев. Остальные участники до финиша не добрались — Дмитрий Королев на ВАЗ-2101 столкнулся с зеленым 408-м, который пилотировал Владислав Донец. Оба автомобиля получили серьезные повреждения.
В подгруппе "Москвич-2000" победили Денис Мысачев, Дмитрий Козлов и Владислав Шевель.
Самый малочисленный класс — SMP Time Attack Unlim, в нем было заявлено всего три автомобиля с двигателями на 700-800 л.с. Первым стал белорус Дмитрий Бруцкий на Porsche GT4 Clubsport, вторым — Евгений Письмаров на Seat Leon Cupra, третьим — еще один представитель Белоруссии, Владимир Горлач на Mitsubishi Lancer Evo 9.
В скорое время количество классов пополнит монокубок на российских гоночных автомобилях BR03.
Во время автограф-секции мне удалось пообщаться с руководителем проекта BR03 Михаилом Алешиным. В прошлый раз мы встречались в заполярной тундре во время установки рекорда России по скорости на льду на болиде Dallara GP2/08. Сегодня тот день Михаил вспоминает с улыбкой, и мы разговариваем с ним о будущем.
“Это будет первая такая, уникальная моносерия в России. Я выступаю директором проекта. В его рамках компания BR Engineering решила поделиться своим опытом с нашей страной. Тот опыт, который мы получили там — вернуть его назад, и здесь реализовать через этот проект, для того, чтобы у наших пилотов, наших команд, была возможность выступать на крутой технике. Машина создана полностью у нас, без привлечения каких-либо международных специалистов. Главный инженер — наш. Все — наше. Какие-то компоненты машины иностранные присутствуют, но это абсолютно нормально — даже крупные автопроизводители компонентами друг с другом делятся.
Обладая “некоторым” гоночным опытом, вместе с Виталием Петровым, Сергеем Сироткиным, Виктором Шайтаром, участвую в доводке этой машины. Мы все вместе эту машину дорабатываем, имея большой опыт выступления и на более серьезной технике.
В результате машина едет примерно на 8 секунд быстрее, чем самая быстрая на настоящий момент категория РСКГ — GT4. У нас была задача сделать самую быструю машину, чтобы люди могли готовиться к выступлениям в Европе да и вообще для того, чтобы иметь понимание, какими быстрыми машины могут быть. Вместе с тем, чтобы машины была безопасной и доступной. BR03 по стоимости сопоставима с машиной класса “туринг”, которая намного медленнее.
Полагаю, количество участников моносерии будет достаточным. Сейчас у нас уже есть большое количество запросов на эту машину.”
Спрашиваю Виталия Петрова, нравится ли ему пилотировать BR03? На лице Виталия расплывается его фирменная искренняя улыбка: “Так точно! Правда нравится.”
По правилам РСКГ, автомобили всех участников заправляются одинаковым топливом. Очень важно чтобы оно было максимально качественным и калорийным, чтобы двигатели работали именно так, как задумали их конструкторы. Ведь снимать десятые и сотые доли секунды техническими средствами — очень важная часть автоспорта. В этом году поставщик сменился, и автомобили заправляют бензином G-Drive 100 сети АЗС «Газпромнефть».
Как рассказала мне Ирина Сидоркова, на новом топливе пилоты команды стали ощущать повышение скорости и улучшение результата, это подтвердили и стендовые замеры, проведенные инженерами Sofit Racing. Увеличение крутящего момента составило 12 Нм, мощность выросла на 6 лошадиных сил. Это позволило увеличить УОЗ, и машина стала немного быстрее. Впрочем, уникального конкурентного преимущества это Ирине не дало, ведь этим могли воспользоваться все команды.
Что касается атмосферы самих гонок, то, конечно, могу констатировать — было душевно и весело, хотя 30-тысячные трибуны Moscow Raceway не были заполнены и на треть.
Впрочем, они не были полны и наполовину даже на этапах мировой серии DTM несколько лет назад (а это было топовое событие, на которое нас, журналистов и блогеров, “мерседесовцы” привозили на вертолетах).
Вместе с тем, на 4 этап РСКГ приехало посмотреть свыше 8000 человек, этих людей привлекли прежде всего именно сами гонки, ведь зона тюнинговой техники хотя и была интересной, но не шоу-стоппером, и традиционно “молодежных” дрифт-шоу не проводилось.
То есть люди приехали посмотреть конкретно на РСКГ, причем очень многие — с детьми, всей семьей. Команды и организаторы были к этому готовы — для самых маленьких детей были предусмотрены развлекательные активности. Для тех, кто постарше — профессиональные тренажеры по сим-рейсингу.
Важная часть любого этапа РСКГ — свободная прогулка зрителей по питлейну и гоночному гриду, общение с пилотами и командами.
Громче и веселее всех — толпа юных картингистов из разных российских клубов.
Эти парни и девчонки твердо знают, к чему стремятся — и если сейчас они искренне мечтают разобрать эти гоночные машины на сувениры, или хотя бы потрогать их своими руками, то скоро, надеюсь, мы снова встретимся с ними на РСКГ — но они уже будут за рулем в качестве пилотов.
Вернувшись в начало питлейна минут через двадцать, я снова встретил Алешина и Петрова, все еще подписывающих автографы.
Толпа за ними не редела, все мечтали получить карточку и сфотографироваться с пилотами, которые никому не отказывали. “Народу маловато”, пожаловался мне Алешин. “В Америке рекорд у меня был 25 тысяч автографов. За один день!”
Спрашиваю: скажи мне, Михаил, а будет ли такое когда-нибудь в России, можно ли говорить о развитии автоспорта в нашей стране прямо сейчас?
“Все равно, мы движемся вперед. Такой высокотехнологичной штуки у нас никогда не было. ”
Через несколько часов гонка закончилась, победители облили друг друга шампанским, я проветрил голову на гоночном такси Porsche Cayman GT4.
И главная мысль этого дня выкристаллизовалась достаточно четко. Будущее такое, каким мы сами его делаем. И в этом контексте наши кольцевые гонки движутся в правильном направлении. А от быстрых российских гоночных машин, и до серийных недалеко…
А вы что думаете на этот счет?
***
Читайте также другие мои материалы про автоспорт:
Моменты ралли "Шелковый путь 2022”, которые непросто увидеть своими глазами
Почему в Европе любят ралли, а у нас нет, и что можно увидеть простому зрителю на этапе WRC
Этап Чемпионата Мира по ралли WRC глазами простого зрителя.
Почему надо любить автоспорт, на примере Гонки Чемпионов 2020
За рулем гоночной Lada Vesta на трассе Гонки Чемпионов
Тесты команды Формулы-1 Renault Sport: Взгляд изнутри
Что происходит в боксах Формулы-1 во время тестов
Четыре дня на ралли-рейде "Шелковый путь" за рулем медиа-кара
20 мгновений ралли-рейда "Шелковый путь 2018"
Автогонки DTM на Moscow Raceway: как это было в 2015
***