Найти тему

С чего начинается книжная иллюстрация

В издательском деле существует две грани волшебства – книга и иллюстрация. Каждая сама по себе представляет огромный мир, полный вдохновения, чудес и познания, но вместе они становятся единым целым, рассказывающим увлекательные истории.

Анна Иванова – яркий, интересный дизайнер-иллюстратор – расскажет о своем опыте работы с книжными иллюстрациями вообще и о том, как строится работа между автором и иллюстратором при создании книги.

Анна Иванова (Емельянова) - https://vk.com/anya_gloria

Детский иллюстратор Anya_Gloria / Анна Иванова - https://vk.com/anya_gloria_group

Анна, расскажите немного о себе. С чего начиналась ваша художественная деятельность?

Я дизайнер-иллюстратор. С детства я любила рисовать, но никогда не относилась к этому увлечению серьезно. Всегда знала, что меня тянет в творчество, поэтому при поступлении в ВУЗ выбрала креативную специальность «реклама и связи с общественность». Во время обучения на бакалавриате я поняла, что мне больше нравится заниматься именно дизайном. А пока училась на магистратуре познакомилась с одногруппницей – она зарабатывала рисованием. И я подумала: «А я ведь могу не хуже!». Так и начался в 2019 году мой путь иллюстратора. На данный момент я сильно повысила свой уровень работ, прошла ряд курсов у более опытных коллег, выработала собственный стиль, сотрудничала с авторами в России и Европе, успела поработать штатным иллюстратором в издательстве, свет увидело 6 книг с моими иллюстрациями.

Вы рисуете иллюстрации в большинстве своем для детской аудитории. Почему выбрали именно это направление?

Меня тянет к ярким цветам, я очень люблю ярко изображать эмоции, добавлять визуальный юмор в изображения. Мне очень нравится визуализировать для юных читателей волшебные миры с говорящими медведями и белочками в платьишках – это доставляет мне истинное удовольствие.

Многие художники говорят про то, что у каждого есть свой стиль рисования. Вы сразу понимали, каким он будет у вас, или он выработался не зависимо от вашей воли?

Да, у каждого иллюстратора с течением времени действительно вырабатывается собственный стиль (и продолжает немного изменяться на протяжении всей карьеры). Это может выражаться в определенном типе линий, характерной обводке или предпочтениями в выборе цветовой гаммы. Мой стиль тоже выработался не сразу. Я пробовала рисовать в разной стилистике, подсматривала приемы в других иллюстрациях, экспериментировала с кистями и спустя где-то 1,5 года я заметила, что моих персонажей и фоны объединяет нечто общее.

Представим, что у меня есть текст детской книги, и я планирую её напечатать. С чего начать?

Для начала нужно определиться, будешь ты книгу печатать самостоятельно – через самиздат, или же отправишь рукопись в крупное издательство. Оба варианта имеют место быть, в обоих случаях есть свою плюсы и минусы.

В случае с издательством, как правило, все права автора переходят изданию, а в оплату ты получаешь роялти и (если ты уже популярен и знаменит) тебе могут предложить оплату в проценте с продаж. Ты не сможешь контролировать, какие иллюстрации будут в книге, какая верстка, потому что издательство полностью берет на себя обязательства с выбора обложки и заканчивая размером тиража, издательство само распространяет и продает книги. Однако сколько времени пройдет с подачи рукописи в издательство до реализации (если она случится, а это не факт) – большой вопрос. Нередко издательство может отказаться от рукописи, потому что оно не соответствует их критериям (не подходит ни под одну из серий или кажется им невыгодным вложением).

Когда ты печатаешь книгу в самиздате – ты делаешь это за свои деньги. Однако ты сам можешь выбрать всё – от формата книги до шрифта в верстке, сам выбираешь тираж, но и сам занимаешься распространением своих книг. Стоит сказать, что некоторые издательства продают изданные им книги. Это вариант, в котором издательство радостно отвечает тебе практически сразу.

-2

Хорошо, я решаю издать детскую книгу самостоятельно. Что дальше?

Дальше нужно определиться с форматом. Будет это большая квадратная книга или стандартная книжка А5, обложка будет твердой или мягкой. Иллюстрации в книге должны занимать разворот или дополнять текст маленькими виньетками (изображение как бы в рамке). Важно решить, для кого эта книга – для дошколят или для подростков. Какая бумага должна быть в книге – плотная или мелованная бумага будет при издании стоить заметно дороже обычной офисной. Когда все вопросы решены, можно начать поиски верстальщика и иллюстратора.

Верстальщика и иллюстратора нужно искать самостоятельно?

Как правило, в издательстве есть штатный верстальщик – человек, который работает целенаправленно с книгами и сделает текст удобочитаемым. Впрочем, верстальщика можно найти и самостоятельно.

А вот иллюстратора обычно автор ищет сам. Наличие в самиздате штатного иллюстратора – скорее исключение. Однако иногда издательство не против помочь автору в поисках идеального исполнителя. Но на мой взгляд, лучше этот вопрос взять в свои руки.

-3

Сколько в среднем стоит создание одной иллюстрации?

Это достаточно сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. На стоимость иллюстрации влияет ряд факторов: начиная от объема работы (сложности, детализации, количества персонажей) и заканчивая лицензией на использование (может ли иллюстратор в дальнейшем продать эту же иллюстрацию кому-то еще). На стоимость могут повлиять сроки исполнения – чем более они сжатые, тем выше может быть стоимость.

Одно могу сказать точно: иллюстрирование – это кропотливая и очень трудоемкая работа, которая требует не только навыков рисования, но и определенных умений, качественных материалов или дорогой техники. Даже самый быстрый и опытный иллюстратор не сделает свою работы за часок-другой. К тому же высокая скорость исполнения зачастую говорит об опытности иллюстратора. Поэтому время в данном случае – не тот показатель, по которому оценивается «дорого» или «не дорого». Так что качественная книжная иллюстрация, даже маленькая, просто не может стоить дешевле 1500 рублей. Обложка в любом случае всего стоит дороже иллюстраций, минимум 4000 рублей. Если вам назвали стоимость дешевле – будьте готовы к косякам неопытного новичка, с которым вы потратите кучу времени и нервов. И если вы действительно хотите получить хороший результат, помните: скупой платит дважды. Лучше заказать меньше иллюстраций, но они будут качественными.

Во время работы в издательстве я видела наглядный пример, когда иллюстрировать хорошую сказку автор доверил новичку, потому что это было выгодно экономически. Иллюстрации вышли корявыми и скорее портили хорошую историю, книгу было сложно верстать (и автор доплачивал издательству дополнительно за обработку и подгон иллюстраций), иллюстратор не учёл место под текст, еще сложнее было печатать книгу – иллюстратор не учел особенности печати, а в дальнейшем автору не удалось продать и половины из 100 экземпляров. По итогу автор не сэкономил, а скорее наоборот понес финансовые убытки.

Как не ошибиться с выбором исполнителей?

Во-первых, смотреть портфолио. Плохая идея заказывать детские мультяшные иллюстрации у портретиста или требовать ярких цветов у человека, в портфолио которого все нежно-пастельное. Во-вторых, выбирать по общению. Обычно иллюстратор не против отрисовать одну оплачиваемую тестовую иллюстрацию, и это ваш шанс понять, приятно ли общаться с человеком, соблюдает ли он общие договоренности, получается ли у вас найти общий язык. Это важно, чтобы в дальнейшем избежать ошибок.

-4

Что создается первым – верстка или иллюстрации?

Идеальный вариант – когда иллюстратор и верстальщик работают в связке. Верстальщик «на черновую» раскидывает текст, иллюстратор отрисовывает иллюстрации, а потом уже верстальщик делает чистовую верстку. Тогда все иллюстрации точно встанут как надо. Особенно это касается книжек-картинок или книг, где много иллюстраций не на всю страницу (полосу). Иногда черновую верстку иллюстраторы делают самостоятельно, если у иллюстратора есть необходимые навыки для этого. И это тоже хороший вариант.

Если идеальный вариант невозможен – сначала иллюстрации, потом верстка.

Как строится работа между автором и иллюстратором?

В стандартном варианте, вы оговариваете задание, высылаете референсы (примеры иллюстраций, которые похожи на то, что вы хотите получить в итоге), оговариваете количество и сроки. Далее договариваетесь о стоимости и порядке оплаты. Иллюстратор создает тестовую иллюстрацию или вы сразу заключаете договор и приступаете к работе. Обычно иллюстратор присылает на согласование черно-белый эскиз, затем цветной эскиз и итоговую иллюстрацию. Возможность внесения правок и их количество с каждым исполнителем оговаривается индивидуально.

Что создается в первую очередь: иллюстрации или обложка?

Возможен и первый и второй вариант. Лично я предпочитаю создавать обложку последней.

-5

Всегда ли иллюстратору достаточно текста для работы?

Нет, так как любой текст каждый воспринимает по своему. Для кого-то волшебный лес – темный и мрачный, когда не видно верхушек деревьев, а для кого-то волшебный лес – нечто светлое, нереалистичное с летающими над фиолетовыми кустами феями. Чем чётче автор дает техническое задание – тем результат будет больше приближен к ожиданиям. Иллюстратор не экстрасенс, и в ваших же интересах донести свои пожелания к рисункам. Да, хороший иллюстратор сам делает аналитическую работу с текстом, подбирает наиболее удачные цветовые сочетания, композицию и прочее. Если каких-то данных из текста для рисования не хватает, иллюстратор сам задаст вам нужные вопросы для работы.

Существуют ли какие-то особые сложности работы с готовящейся книгой?

Самая большая сложность, на мой взгляд – это авторы, вносящие бесконечные правки. Нет хуже автора, который сам не знает, чего он хочет, который придумывает что-то новенькое на ходу! Или того автора, который бесконечно хочет контролировать каждый штрих. Если вы связались с профессиональным иллюстратором – доверьтесь, он знает, что делает, он учился этому. И если иллюстратор говорит, что по какой-то объективной причине лучше сделать, как предложил он – послушайте совет профи.

Сложно ли иллюстрировать полностью всю книгу, а не, к примеру, один рассказ?

У всех иллюстраторов по-разному.

Когда у тебя на протяжении нескольких иллюстраций одни и те же персонажи – меньше анализировать, образы уже готовы, и работа становится более механической. Но взамен нужно следить за динамикой героев, не допускать однообразия поз и цветовых решений.

Когда иллюстрации к разным историям – каждый раз приходится придумывать новых героев, заново подбирать цветовую гамму, но это определенный творческий вызов, такая работа не дает заскучать.

Я одинаково люблю и то, и другое.

Иллюстрирование книги – это полностью творческая работа или необходимо придерживаться какой-либо инструкции?

Есть определенные алгоритмы, которых необходимо придерживаться, чтобы сделать работу качественно – например последовательность этапов работы. К тому же в создании иллюстраций есть часть аналитической работы, которую редко показывают в блогах: поиск референсов, идеи, анализ аналогов, анализ эскизов всех иллюстраций (чтобы иллюстрации не просто изображали героев, но и отображали ситуацию, которая описывается – цветами, позой, композицией, но при этом оставались «из одной серии»). Наличие всего вышеописанного и отличает профессионального иллюстратора от просто рисующего по фану человека.

-6

Послесловие:

Нет ничего легче, чем создавать что-то прекрасное, будь то иллюстрация, книга, скульптура или другое творческое изделие. Нет ничего сложнее, чем создать то, что будет приносить удовольствие окружающим.

Каждый процесс сотворения сродни рождению маленькой, волшебной вселенной, благодаря которой можно заглянуть в мысли автора. Эти мысли могут быть красочными, могут быть однотонными, но при этом всегда уникальными.

Нет предела творчеству, нет предела вдохновению от долгожданного результата.

Творите!

Валентина Байху, интервьюер

#книги

#художники

#творчество

#интервьюсхудожником

#книжнаяиллюстрации