Во Владивостоке проходит VII Восточный экономический форум, на котором представлен объединенный стенд регионов СФО «Большая Сибирь». Запускали его работу в душевной атмосфере, под выступление ансамбля «СмоРодина» Государственной филармонии Кузбасса. Как отметил Председатель Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», губернатор Кемеровской области – Кузбасса Сергей Цивилев, в сибирской экспозиции представлены проекты, которые позволят совместно развиваться региональным экономикам и окажут влияние на экономику всей России. На форуме делегации регионов Сибирского федерального округа проводят деловые встречи и подписывают соглашения о сотрудничестве. Так, например, губернатор Новосибирской области Андрей Травников подписал соглашение о строительстве элеватора с оборотом 500 тысяч тонн в год в Каргатском районе с генеральным директором компании «Новый Сухопутный Зерновой Коридор».
Напомним, VII Восточный экономический форум проходит 5-8 сентября на территории кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русском во Владивостоке. Регионы, входящие в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение», объединились и представляют свой инвестиционный потенциал в рамках единой коллективной экспозиции «Большая Сибирь». Открытие сибирского стенда состоялось 6 сентября.
Делегацию Новосибирской области возглавляет губернатор Андрей Травников. «Наша Сибирь ― большая и дружная, все руководители собрались здесь вместе на полях форума, сибиряки работают единой командой, ― прокомментировал он. ― Сибирь настолько большая, что хотя мы формально и находимся внутри одного федерального округа, но располагаемся от Урала до Дальнего Востока. Не знаю, можно ли это назвать сибирской экспансией на Дальний Восток, но здесь, на форуме, мы встретили множество сибирских, в том числе и новосибирских, предпринимателей. Они и здесь реализуют свои проекты, обеспечивают точки роста не только в Сибири, но и на востоке страны».
В числе главных задач делегации Новосибирской области в работе на Восточном экономическом форуме ― привлечение новых инвесторов, презентация экономического потенциала региона, возможностей для медицинского и образовательного туризма. Запланированы встречи с представителями крупного бизнеса, подписание важных для развития экономики региона соглашений.
Делегация Кемеровской области ― Кузбасса во главе с губернатором Сергеем Цивилевым также активно включилась в работу форума. Так, на мероприятии уже подписан План по реализации Соглашения между Кузбассом и Амурской областью о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других сферах до 2024 года. Со стороны Амурской области подпись под документом поставил губернатор Василий Орлов. Напомним, Соглашение между Правительством Амурской области и Коллегией Администрации Кемеровской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах, а также предыдущий План мероприятий были подписаны в 2019 году. В связи с окончанием срока ранее заключенного плана и был подготовлен новый ― на 2022-2024 годы.
«В условиях жесткого санкционного давления особое значение приобретают межрегиональные связи. Перед нами стоят общие задачи — выстроить логистику, найти рынки сбыта, наладить выпуск импортозамещающей продукции. Вместе решить эти задачи получится гораздо быстрее и проще, — прокомментировал Сергей Цивилев. ― Соглашение о сотрудничестве с Амурской областью мы подписали еще три года назад и активно его реализуем. План действий, который мы подписали сегодня — это наши приоритетные направления сотрудничества еще на ближайшие три года с учетом тех вызовов, которые стоят перед нашей страной».
«Знаем, что Кузбасс, как и мы, заинтересован в развитии БАМа и Транссиба. Хорошо, что вы готовы поддержать наш крупный международный проект — железнодорожный мостовой переход Джалинда — Мохэ, — отметил Василий Орлов. ― Наше сотрудничество этим не ограничивается мы рассчитываем на расширение поставок химического, нефтехимического, котельного и горно-шахтного оборудования, а также плодотворную работу в развитии других различных сфер».
В план мероприятий входят основные направления сотрудничества регионов в области промышленности, жилищно-коммунального и дорожного комплекса, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, образования и науки, культуры и национальной политики, туризма, спорта и молодежной политики, инвестиционной политики, социальной защиты и занятости населения. Также документ предусматривает взаимодействие регионов по вопросам расширения поставок химического, нефтехимического, котельного и горно-шахтного оборудования, организацию информационного обмена в сфере научно-технических и инновационных разработок, обмен опытом в сфере IT-технологий на транспорте и взаимодействие по вопросам реализации проекта международного железнодорожного мостового перехода Джалинда (РФ) — Мохэ (КНР). Кроме того, предусмотрен информационно-методический обмен по вопросам общего, дополнительного и профессионального образования, информационный обмен в области научных, научно-технических, инновационных разработок и проектов. Также планируется развивать сотрудничество в области туризма, в том числе промышленного, и содействовать привлечению инвесторов на пустующие площади с готовыми производственными мощностями.
В целом же в ходе Восточного экономического форума поднимается множество тем, значимых для экономики Сибири. Одна из них ― БАМ и Транссиб (Восточный полигон железных дорог). Эти пути являются единственными транспортными артериями, связывающими Запад и Восток страны, через которые осуществляются перевозки грузов из России на перспективные рынки Азиатско-тихоокеанского региона, однако по итогам 2021 года Восточный полигон оказался загружен на 100 процентов, что привело к дефициту его пропускной мощности. То, как это исправить, как раз и обсуждалось на сессии ВЭФ «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?» с участием представителей ГК БТС-Мост.
В ходе дискуссии губернатор Кузбасса Сергей Цивилев предложил передать строительство Транссиба Минстрою РФ. По его мнению, при строительстве Восточного полигона Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей необходимо оставить Российским железным дорогам только функцию эксплуатации и капитального ремонта, а строительство передать Министерству строительства Российской федерации. «Мы выступили с инициативой, что пора разработать программу третьей очереди развития Восточного полигона. Причем третий этап должен быть разбит по срокам на две пятилетки ― к 2030 году и к 2035 году», ― отметил он и добавил, что в 2022 году из-за инфраструктурных ограничений железных дорог ожидается снижение отгрузки полезного ископаемого по восточному направлению. По мнению Сергея Цивилева, следует пересмотреть Транспортную стратегию страны: в документе говорится о том, что пропускная способность железных дорог составит около 305 миллионов тонн грузов ежегодно к 2035 году, но можно обеспечить соответствующие объемы перевозки на пять лет раньше ― до 2030 года, а также дополнительно заняться реализацией третьего этапа обновления БАМа и Транссиба.
Отметим, что в этом году на Восточном экономическом форуме ожидается более пяти тысяч гостей из 67 стран мира. В том числе участие подтвердили почти 700 руководителей российских и 27 ― иностранных компаний. Самая многочисленная делегация ― китайская. Это 114 человек. Из Мьянмы приехало 85 человек, из Монголии ― 32, из Индии ― 27, из Республики Корея ― 18 человек. Со стороны России в мероприятии участвуют 27 глав субъектов федерации.
Напомним, Восточный экономический форум проходит с 2015 года. На нем собираются государственные и общественные деятели, инвесторы, лидеры бизнеса и начинающие предприниматели, представители научного сообщества, а также другие российские и зарубежные участники.