С тех пор, как прошёл Нижний-800, я вообще в непрекращающемся шоке, сколько у нас, оказывается, было неоприходованных площадей в хозяйстве. Вот, например, Кремль прирос зданиями, пригодными для разной полезной деятельности. Одно из них — Манеж, одноэтажный и очень широкий, о котором раньше никто не заикался. Я его даже не помню. Вероятно, он лежал в руинах или служил хозблоку как полуразрушенный склад всякой ерунды.
И тут его восстанавливают, а там…
Идеальное выставочное пространство, которое легко приспосабливается под любые музейные или торжественные нужды. На глаз, не меньше 400 квадратов в основном зале. Плюс холл, подсобки, туалеты — ещё сколько-то.
Сейчас там проходит выставка народного костюма «Сарафан. Шушпан. Одёжа». И тема-то скучная, а посмотреть надо!
Я пришла на выставку через силу, исключительно ради блога, и осталась в таком изумлении, что уходить не хотелось.
Всё сделано просто гениально. Может, если бы я не устроила себе музейные каникулы в Берлине, который славится идеальной организацией выставок, то не оценила бы. Но то, что я сейчас вижу у нас, это очень крепкий европейский уровень. Всё при нём: и качество экспонатов, и организация пространства, и концептуальная проработка — а это самое главное.
Почему это выставка знаковая?
Нижегородский краеведческий музей-заповедник владеет несколькими зданиями, где коллекции размещены тематически. Они рассеяны по городу, и хоть экспозиции впечатляют, все равно чувствуется, что не хватает площадей. Так, я ещё зимой сняла для вас интерьеры усадьбы Рукавишниковых, но статью написать так и не смогла — уж больно беспорядочно подана коллекция. Вроде бы, тут музей быта купеческой семьи конца 19 века, но тут же навалены какие-то грабли, костюмы дьячков и куски керамики 2500 лет до н.э. Скромно так, в уголке, в шкафу.
Отдельный разговор — музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе, где в основном все же быт крестьянский, и «Народные промыслы» на Покровке, где коллекция в основном посвящена деревянным ремёслам.
Эти экспозиции сто лет в обед не менялись. Вот я была школьницей, вот мои дети выросли — ходим на одни и те же программы.
Я думала, у нас с запасниками плохо всё. Мол, это всё, что есть, и больше не будет.
И тут я попадаю на «Сарафан. Шушпан. Одёжа» и оказывается, что у нас в запасниках полно всего, только выставлять негде. А если и выставишь, от народ не придёт.
Я боюсь соврать, экспонаты не считала. Но одних только комплектов народной одежды было несколько десятков, причём из множества различных районов Нижегородской области, и все абсолютно разные.
Кроме этого тут же выставили и орудия крестьянского и ремесленного быта, которые возникали одновременно с этими костюмами. Всё вместе даёт очень цельную картину быта. Становится понятно, из чего, как и на какие средства такую красоту делали.
Почему сама по себе выставка хороша?
Навскидку каждый представит себе стереотипной русский костюм: сарафан, рубашка, длинная коса у девушек, тот же кокошник. Но не каждый разбирается в тонкостях и видео варианты — в основном наши представления складываются на основе хрестоматийных советских мультфильмов и иллюстраций — и это ещё самое качественное.
Здесь же выставка была затеяна именно ради того, чтобы показать эти тонкости.
Нижегородская область — одна из самых этнически богатых в центральной России. Кроме русских, у нас здесь издревле тесное соседство и с татарами, и с марийцами, и с чувашами. У них есть собственные этносы, например, горные и лесные чуваши. А у нас, как у самого распространённого на этой территории народа, различные обычаи от края до края области.
Вот некоторые факты, удивившие меня:
🔹Чем богаче село, тем архаичнее свадебные (обрядовые) наряды. Невесту называют «княгиней», и солидный костюм не только покрыт вышивкой, например, но и по форме копирует допетровскую боярскую одежду: длинные рукава, например, или кафтанчик бочонком.
🔹Несмотря на то, что кокошники и золотное шитьё — знак престижа и богатства семьи невесты, самыми желанными постепенно становились все же городские полуплатья и мануфактурные платки. Потому что модно.
🔹В Нижегородской области было село, «где крестьянки ходили в шелках и бархате». Оно было очень богатым, хотя с земледелием все было очень сложно. Зарабатывали там вытягиванием проволоки.
🔹Впервые видела одежду старообрядцев рядом с традиционной одеждой других крестьян, и она действительно отличается. Прежде всего, тёмной гаммой и обилием чёрного цвета — для остальных он все же загробный, траурный.
🔹Поразилась мокшанским нарядам, богато вышитым оплечьям и головным уборам. И сережкам из крашеного гусиного пуха. Такая прелесть!
🔹Оказалось, что половина платьев короткая, чуть ниже колена. Понятно, что для крестьянок, особенно молодых, это удобнее по работе. Но как же образ из фильмов-сказок и мультиков, где все ходят в юбках до пола, будто над землей паря? Ааа, ну надо же! Правда жизни подкралась незаметно!
А вот тут лежит видео с почти полным обзором выставки. Я не стала ставить подписи, лучше сходите на выставку сами. Она действует до конца сентября 2022.
Понравилась статья? Обязательно подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите свои идеи в комментариях. И конечно, приезжайте в Нижний Новгород! Тут есть, куда пойти и чем заняться!