Д. Медведев, будучи президентом, в 2010 году подписал договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море, по которому Норвегии досталась акватория площадью около 85000 км2.
Чтобы можно было представить размеры - эта площадь превосходит площадь Крыма в 3,25 раза.
Потери – прямые и косвенные:
🔹 Поставлены под вопрос наши преференции по Парижскому договору о Шпицбергене от 1920 года
🔹 Около 300000 тонн рыбы в год
🔹 Оценочная стоимость углеводородов на отданной Норвегии территории – 30 млрд. долларов
Против этого договора возражали военные, экономисты, дипломаты, но Медведева это не остановило. Чем была вызвана необходимость отдавать акваторию, которая была спорной с 1970 года, причём срочно отдавать - совершенно неясно. Что такого Норвегия должна была сделать взамен? Да, она обещала какую-то помощь с технологиями добычи нефти, обмен какими-то сейсмическими данными, но до сих пор не спешит выполнять обещания. Существует много версий – например, отказ от увеличения поставок газа в Европу, чтобы Газпром мог работать вольготно – но это только версии, на деле со стороны Норвегии ничего не делается.
К вопросу о Шпицбергене
До начала 20 века эти острова считались ничейными. Норвегия, существующая, как независимое государство с 1905 года, начала процесс расширения своих территорий, претендуя на Шпицберген. В 1920 году в Париже состоялась международная конференция по Шпицбергену и подписан соответствующий договор.
Был признан суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, за СССР (присоединился к договору позднее) признано право неограниченной хозяйственной и экономической деятельности на островах.
О рыбе и Парижском договоре
Западная часть Баренцева моря, в которой, кстати, больше рыбы, оказалась, по сути, по «медведевскому» договору под норвежской юрисдикцией.
Норвегия де-юре получила полный контроль над 200 мильной зоной вокруг Шпицбергена, а именно там находится один из самых богатых мировых рыбных районов. Договор от 2010 года дезавуировал Парижский договор в части, касающейся нашей страны. Хотя формально Парижский договор действует, но теперь правила рыболовства в этом районе определяет Норвегия и она существенно ограничивает нам рыболовство.
У нас нет никаких юридических мер воздействия на Норвегию: Медведев подписал договор, в котором чётко написано, что за линией разграничения «юрисдикция России не распространяется». Тем самым мы признали, что западнее этой линии распоряжается Норвегия.
Об углеводородах
В договоре от 2010 года прописаны интересы Газпрома и Лукойла. Там чётко прописаны условия работы этих структур. Вот только прописав условия работы, Медведев никак не оговорил статус использования зоны вокруг Шпицбергена, а там как раз самые перспективные зоны для добычи энергоносителей. В результате – как и с рыбой – мы не имеем туда доступ, т.е. этот район «профукан».
Более того, норвежцы стали выдавать лицензии на работу на Шпицбергенском шельфе, как, якобы, единственные хозяева Шпицбергена и проводить тендеры на получение права на работу. Нас, как последних лохов, выдавливали из тендера, что приводило к скандалам в 2013, 2016 и 2017 годах.
Чем сердце "успокаивается"
В последние годы маразм крепчает: Норвегия препятствует поставкам наших грузов на Шпицберген, хотя там есть наши поселения и живут наши люди. Посольство РФ в Норвегии выпускает ноты протеста, которые игнорируются норвежцами.
Если Норвегию примут в ЕС, то вопрос нашего пребывания на Шпицбергене, рыболовства и добычи углеводородов может из острого превратиться в практически неразрешимый: нас просто перестанут пускать туда на основании правил ЕС.
В июле 2022 года спикер Госдумы В.Володин поручил изучить вопрос денонсации договора между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств в Баренцевом море.
Изучают…