Найти в Дзене

Сергей и Наталья МАЛЬЦЕВЫ: «Семья — это малая церковь»

В позапрошлом номере «Абакана», напомним, была опубликована статья Анастасии Спалевич «Ключики от замка под названием „счастье”«. Моя коллега в беседе со своей бабушкой попыталась разобраться в сложных и волнующих почти всех нас вопросах: в чем секрет счастливой семейной жизни? Почему некоторым супругам удается прожить вместе до старости, а кто-то собственными руками разрушает подаренное свыше счастье? С этими же самыми вопросами я обратилась к представителям уже другого поколения — абаканской семейной паре Сергея и Натальи Мальцевых. Чету Мальцевых многие из прихожан Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены называют образцом современной семьи — благочестивые, светлые, всегда готовые прийти на помощь, активно принимающие участие в жизни прихода.

Наталья и Сергей Мальцевы вместе на протяжении без малого двадцати лет, в официальном браке с 2007 года.

— Мы тогда с Сергеем были коллегами, работали тренерами в Абаканской спортивной школе по туризму, так что наша семья началась, можно сказать, с совместной работы. Также много времени мы проводили вместе в походах и сборах, так как были одними из основателей и активистов семейного туристического клуба «Муравейник» при центре «Бригантина» в жилом районе Гавань. Так и сложилась наша семья: помимо взаимной симпатии, переросшей в большое серьезное чувство, было и общее любимое дело, — рассказывает Наталья.

Однако главным событием в жизни, очень сильно изменившим их мировоззрение в целом, оба супруга называют совместно принятое крещение — осознанное, во взрослом возрасте, в 2013 году. Спустя пару месяцев после крещения пара приняла решение и обвенчаться. Как шутит Наталья, подтолкнул их к этому важному решению батюшка — все спрашивал: «Почему не венчаетесь?» Сергей отмечает, что на самом деле решение о венчании было осмысленным, принятым супругами сообща и самостоятельно.

— Семейные пары, живущие в невенчанном браке, пусть даже и заключенном официально в загсе, на мой взгляд, оставляют себе некую лазейку, возможность отступления — мол, в случае каких-то проблем можно и развестись. Когда ты уже венчался, дал обет Богу, то не можешь разрушить семью. Конечно, это мое личное мнение, но в венчанном браке на супругах больше ответственности, — делится глава семьи.

— После крещения, как и положено воцерковленным людям, мы регулярно ходили на церковные службы, постепенно знакомились с активными прихожанами храма Константина и Елены. Потом я стала участвовать в каких-то мероприятиях детской воскресной школы. Малыши в школе заняты играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Педагоги школы им рассказывают истории из Священного Писания, вместе они мастерят поделки к церковным праздникам, к примеру, к Рождеству или Пасхе. Сначала я была на подхвате: приносила мульти-медиа, находила какие-то тематические мультфильмы, фильмы о житиях святых. Когда кто-то из педагогов по какойлибо причине не мог провести занятие, я подменяла, брала на себя его обязанности. Так постепенно мы и втянулись в жизнь сначала воскресной школы, а потом и прихода в целом. Батюшка благословил меня на помощь школе, а Сергею дал послушание — он теперь староста храма, то есть помогает с решением хозяйственных вопросов (когда купить что-то для ремонта, когда — организовать братьев на помощь храму и т. д.). Все наши четверо детей также каждое воскресенье проводят в храме — на службе и занятиях воскресной школы, — рассказывает Наталья.

Прошу супругов поделиться мыслями, изменились ли их отношения после венчания. Справедливо ли наше обывательское представление, что венчанные браки крепче, что в таких семьях больше взаимопонимания? Наталья признает, что с ее женской точки зрения стало как-то спокойнее, появилось чувство большей стабильности, уверенности. Однако, как признают оба супруга, так как венчались они практически сразу после крещения, можно говорить лишь о том, как изменилась их жизнь после воцерковления.

— Все поменялось, отношение ко всем вещам. Раньше мы по-другому просто смотрели на мир. Тогда для нас имели значение какието праздники, увеселения, сейчас понимаем, что все это ушло на десятый план. К примеру, я на протяжении пяти лет пытался бросить курить — перепробовал разные методы, ничего не получалось. После крещения сразу же отказался от вредной привычки — это промысел Божий. И так во многих других делах: ты чувствуешь, что Бог ведет тебя по жизни, наставляет на истинный путь, — описывает свои ощущения Сергей.

По мнению Натальи, после крещения семья живет по православным правилам, всегда ходят на службу, исповедуются — а это постоянная работа над собой. Получается, человек начинает жить более осознанной жизнью, по собственной воле ограничивает себя во многом, поступает по заповедям Божьим. В результате и сам становится спокойнее, и дела ладятся.

Конечно, как и в любой другой семье, и у Мальцевых бывают ссоры.

— Наверное, нет таких семей, где бы супруги не ссорились. Верующий человек старается жить по заповедям, и мы быстро осознаем, что были в чем-то неправы. Нам проще и простить друг друга, и прощения попросить также проще. Вообще, любая ссора у нас длится не более пяти минут, — отмечает глава семьи.

— До принятия крещения я, может быть, и позволяла себе вспылить, долго держать обиду, ждать, пока супруг сделает первый шаг к примирению — иногда могла дуться и несколько дней. Сейчас, возможно, я просто стала старше или на многое просто смотрю иначе, но понимаю, что ссора — это такая глупость, это проявление гордыни. Зачем тратить время, которого и так на столько важных дел не хватает, на глупые обиды? Повторюсь, постоянная рефлексия помогает ко многому относиться проще, прощать друг друга и понимать, — соглашается с супругом Наталья.

Прошу супругов Мальцевых прокомментировать еще одно стереотипное представление о православной семье — о патриархальном укладе.

— Что плохого в патриархальной семье, когда муж, отец — это глава семьи? Что неправильного, когда семейная иерархия складывается таким образом: мужчина, отец — глава семьи, мать — его помощница во всем, дети подчиняются и слушают и отца, и мать. Вся семья вместе подчиняется Богу. Я считаю, что правильно, это наши семейные ценности. Или лучше, как в некоторых западных странах, когда появляются не мама и папа, а родитель № 1 и родитель № 2, когда институт семьи разрушается? — отвечает на мой вопрос Сергей.

— Когда мужчина глава семьи, это же не означает, что он — тиран или деспот. Если семья живет христианской жизнью, то для них это означает лишь тот факт, что на мужчине больше ответственности, заботы о благополучии семьи. Семья — малая церковь. Мы стараемся жить по заповедям и детей учим этому же. Пытаемся воспитать их православными, добрыми людьми. Каждое воскресенье они с нами проводят в храме, все четверо учатся в православной гимназии, — рассказывает Наталья.

— Вообще, у нас в семье шестеро детей. Самый старший, мой сын от первого брака, ему уже 23 года — это уже самостоятельный человек. Позже мы с Натальей брали под опеку девочку, она также уже выросла, уехала в Новокузнецк, к сестре, но часто приезжает к нам в гости. Сегодня у нас в семье воспитывается четверо детей, они тоже под опекой: это трое сыновей и дочь. Мы бы хотели, чтобы наши дети общались с православными людьми, знали традиции, можно сказать, выросли в духе православной общины. Наша задача как родителей — привить детям доброе, светлое. В этом нам очень помогают православная гимназия и воскресная школа — создают плодотворную почву для достойного воспитания человека, — уверен глава семьи Мальцевых.

С супругами Мальцевыми мы беседовали в трапезной ГрадоАбаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены — каждое воскресенье после занятий в воскресной школе ребятишки и их родители с педагогами пьют чай, беседуют, строят планы на предстоящую неделю. Когда я уже попрощалась с Сергеем и Натальей и вышла во двор храма, меня догнала одна из прихожанок и попросила обязательно добавить о супругах следующее:

— Это очень дружная семья, искренние, чистые люди. Со стороны мы видим, как их преобразила вера. Наталью очень любят все дети школы без исключения, они буквально липнут к ней, не отходят от нее, а ведь дети чувствуют, кто лицемерит, а кто — нет. Так вот, Наталья и Сергей очень искренне болеют за жизнь прихода. Очень бы хотелось, чтобы в нашем приходе, в Абакане в целом было побольше таких образцовых семей.

Митрополит Антоний Сурожский так говорил о семье: «Брак — чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни». Полагаю, все это в полной мере относится к чете Сергея и Натальи Мальцевых.

Ольга КАРАЧАКОВА