Найти тему

Сниффинг. Новая угроза подростковой токсикомании

Оглавление

Сниффинг (от английского to sniff — нюхать, вдыхать) — это разновидность токсикомании. В данном случае подростки вдыхают бытовой газ из зажигалок или баллончиков, предназначенных для их заправки. И хотя этот новый вид токсикомании появился у нас сравнительно недавно, он уже успел доказать свою крайнюю опасность.

Этот вид токсикомании сказывается не только на поведении, но и на здоровье, а также на умственном развитии ребенка: он активно препятствует развитию интеллекта и способствует шизофренизации личности.

Почти всегда увлечение сниффингом — групповое. Самый уязвимый возраст для развития зависимости — 10–12 и 16–17 лет. Детей легче реабилитировать. Как правило, у них нет глубинных мотивов: они нюхают клей или газ из любопытства, за компанию. В этом случае реабилитация почти всегда проходит успешно. С подростками гораздо сложнее: обычно зависимость — это только ширма, за которой скрываются серьезные проблемы.

Признаки сниффера

Опознать по внешним признакам, что ребенок нюхает газ (не в момент опьянения, а позже) очень сложно, так как после употребления смеси газов не остается запаха, а их действие проходит быстро. Однако выявить детей, увлекающихся «газовой» токсикоманией, при достаточной внимательности всетаки можно.

Основные признаки:

  • верхняя часть тела, голова обычно горячие на ощупь (прилив крови), лицо отечное;
  • раздражение слизистых верхних дыхательных путей (нос красный);
  • вокруг губ, особенно в уголках рта, отмечается кайма раздражения кожи;
  • охриплость голоса;
  • слабость, тошнота и рвота;
  • грубые расстройства поведения: агрессия, обман и тому подобное.

Что делать родителям?

Не паникуйте.

Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ваш ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять ПАВ под давлением. Помните о том, что и многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (обезболивающие уколы, масочный наркоз). И постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.

Сохраните доверие.

Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно, для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с психоактивным веществом. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к взрослой его личности. Возможно, что наркотические и токсические вещества для него — способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни. Спокойно объясните опасность, сообщите о смертях. Быть может, это остановит именно вашего ребенка от предложения«дыхнуть»!

Оказывайте поддержку.

«Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя», — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать: что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. Пусть ваш ребенок будет всегда в поле зрения. Вы должны быть в курсе, где он, что делает после школы и кто его друзья.

И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам (табак, алкоголь, лекарства).

Обратитесь к специалисту, который окажет вам квалифицированную помощь.

Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании и токсикомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, которые вызовут у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение подростка может быть серьезным и длительным процессом. В любом случае пускать ситуацию на самотек — значит заведомо смириться с потерей ребенка. Не спешите сдаваться, ВЫХОД ЕСТЬ!

Ирина ДУДЧЕНКО,
ведущий психолог
Республиканского центра
общественного здоровья
и медицинской профилактики
Фото из открытых источников