Найти тему

Какие сценарии ищут онлайн-кинотеатры

Вадим Соколовский, в прошлом – директор отдела кинопроизводства и закупок Walt Disney CIS и глава российского офиса Sony Pictures Television, а в настоящем – руководитель IVI Originals рассказал об особенностях современной драматургии, онлайн-платформах, и что ищут вторые в первом. Ниже – конспект встречи.

Главный критерий

Он не один, их три – герой, ситуация, экстраординарность. Если в сценарии есть хотя бы один из этих компонентов, и при этом он обладает уникальностью (то, чего раньше никто не видел), то дальше IVI развивает замысел с тем прицелом, чтобы в сценарии появились все три компонента.

Это важно потому, что задача платформы – закинуть крючок и удержать зрителя. Его должна зацепить история и он должен захотеть досмотреть сериал до конца. Удержание поддерживается с помощью способа релиза – онлайн-кинотеатры не склонны выкладывать весь сезон целиком, а выпускают три премьерные серии, и дальше по две серии в неделю, как на американском телевидении.

Пример экстраординарности

Сериал «И снова здравствуйте» (ультраполезный голосовой эфир с его автором и режиссером Егором Чичкановым о работе над сценарием сериала слушайте здесь) зацепил прямо на питче. Кинотеатру понравилась идея и ее необычность: киллер, который не хочет быть киллером, а мечтает печь капкейки.

Он сообщает об этом своему боссу и его тут же убивают – но он оживает и не умирает до тех пор, пока не выяснит, почему это произошло и что ему нужно сделать. По мнению Вадима, на телевидении такой проект был бы невозможен, потому что «НТВ и ТВ3 никогда не объединятся». Но тем не менее, после сетевого успеха, телевидение его приобрело для показа.

Пример героя

Основная проблема с героями стала следствием российского сериального бума – производство героев поставлено на поток, они лишены индивидуальности, выхолощены с позиции сложности. Проявляется это в мелочах, например, у героев исчезли фамилии.

Мы не можем вспомнить, как зовут героя в сериале, который смотрели на той неделе, потому что на страницах действуют бесконечные Натальи, Валентины и Николаи – и обязательно полным именем.

Сравните с советским кино, из которого вы сразу назовете Новосельцева, Жеглова и Шарапова, Верещагина или Сухова. Наличие имени и фамилии у персонажа предполагает биографию, какую-то жизнь.

Бузыкин в «Осеннем марафоне», это крайне сложный, но понятный нам персонаж с понятной биографией. Как только мы видим его в кадре, мы все про него понимаем: как он пришел в эту точку, что с ним произойдет дальше. Все это называется внутренней жизнью персонажа, и она такая интересная, что нам уже не нужна арка изменения героя.

Не формульная драматургия

Текущая драматургическая проблема в том, что авторы взяли на вооружение самый простой формульный американский подход – схематизм, от которого сам Голливуд уходит. Взять сериал «ВандаВижн», кто такая Ванда: плохой это персонаж или хороший? Взять «Бэтмена» – тот же полный уход от стереотипов и схем.

Очень важно желание покопаться внутри персонажа, внутри его мотивировок. Не хватает и речевых характеристик. Если бы в сценарии не было подписано, Николай это говорит или Валентин, понять, что это разные герои – невозможно.

А вспомните, как разговаривает один и тот же Папанов в «Бриллиантовой руке» и в «Берегись автомобиля»: стоит его услышать, и персонаж становится понятным. Вот это современное пренебрежение к речи – огромная проблема. IVI как онлайн-кинотеатр ищет эти тонкие настройки.

Не формульные герои и сюжеты

То же самое касается героев и сюжетов. Ищется не что-то оригинальное в значение «такого никто никогда не видел», а нечто оригинальное с точки зрения обстоятельств.

Либо необычный человек в обычных обстоятельствах, либо обычный человек в необычных обстоятельствах.

И есть свои красные флаги – например, слово «олигарх». Как только Вадим видит его в заявке, заявка отправляется в корзину – эти герои надоели.

Куда прислать сценарий

Продюсеру. Тот же IVI работает как студия, своего производства у них нет. Вам нужно найти продюсера, который поверит в вашу историю и принесет ее онлайн-кинотеатру, тем самым поручившись за вас, как за молодого автора, своей профессиональной биографией. Пример – все тот же «И снова здравствуйте».