Рассказываем о знаменитых книгах французских писателей, которые входят в обязательную программу всех университетов литературы.
1. Ги де Мопассан – «Милый друг»
Мопассановский «Милый друг» – пример того, как литература натурализма может быть умело завëрнута в авантюрную историю. Французский автор славился своими неожиданными концовками, однако в этом романе всë довольно предсказуемо. Если главный герой Жорж Дюруа выходит в финале победителем, со славой, деньгами и блестящей репутацией, то для читателя, находящегося по другую сторону сюжетного действия, приготовлен неприятный осадок. Мопассан работал в жанре реализма, поэтому неудивительно, что после снятия масок и окончания загадочных похождений персонажа остаëтся чистая сатира на окружающую автора действительность.
Впервые в мировой литературе встречается и изображается феномен альфонса. До знаменитого новеллиста это явление было присуще женщинам. Мопассан меняет и исследует гендерные роли: теперь движущей силой оказывается феминная сторона, а мужчина лишь пользуется этими благами для достижения собственных целей. Так история обыкновенного журналиста становится не просто приключенческим романом. А изменение фамилии героя с Дюруа на Дю Руа де Кантель помогает автору исследовать проблему ложной интеллигенции дворянского статуса.
2. Шодерло де Лакло – «Опасные связи»
В этом произведении лейтмотивом также становится безнравственность высших слоëв французского общества, но подаются все эти сюжетные линии под другим соусом. «Опасные связи» – эпистолярный роман, поэтому в книге появляется много разных точек зрения, что помогает достоверно изобразить этическую ситуацию в буржуазных слоях Франции XVIII века. Герои общаются посредством писем: они официальные, дружеские, частные, любовные.
Благодаря де Лакло в литературу реализма вводятся термины «либертинаж» и «герой-либертин». Если говорить проще, носители этой идеологии отвергают какие-либо моральные устои, сформировавшиеся в народе. Таких персонажей у автора два: виконт Вальмон и маркиза де Мертей. Они являются основными двигателями сюжета, антагонистами, а в финале и главными врагами, с помощью которых развивается и решается конфликт.
Большая часть «Опасных связей» состоит из переписки виконта и маркизы, где они делятся своими планами и достижениями. Цели и успехи героев крайне аморальны, они хвастаются соблазнениями, шантажом, манипуляциями, расправами. Остальные персонажи становятся пешками в их игре. Лакло решает не делать пресловутый хэппи-энд в книге, и, несмотря на то, что зло повержено, другие люди расплачиваются за свои ошибки слишком большой ценой.
3. Оноре де Бальзак – «Шагреневая кожа»
Французский писатель Оноре де Бальзак – это тот случай, когда одно произведение из многочисленных литературных трудов выбрать очень сложно. Это оправдано: он является не только одним из основоположников реалистического течения в литературе своего времени, но и создателем знаменитой «Человеческой комедии». Задумка этой многотомной идеи проста: Бальзак решает воссоздать «картину нравов», которая будет объединена не только сквозными персонажами, но и исторической целостностью и общей социальной идеей. В неë входит 137 произведений писателя – это довольно мощный по объёму пласт литературного материала. По сути, это энциклопедия французского быта: из названия подразделов «Человеческой комедии» становится понятно, что основной целью писателя был рассказ о важных аспектах современности. Сцены из частной, провинциальной, деревенской жизни – лишь малая часть легендарного труда.
«Шагреневая кожа» – роман из раздела «Философские этюды». Как и во многих книгах Бальзака, основой произведения становится размышление о порочности человека. Главный герой Рафаэль, отчаявшийся и бедный француз, заходит в магазин древностей, где находит необычный товар – шагреневую кожу. Она исполняет любое желание хозяина, но есть и последствия – талисман отбирает твою жизнь. Рафаэль решается на эту сделку и забирает кожу себе.
Автором произведения был выбран неторопливый и дольный тип повествования, с течением которого он показывает, как человек сталкивается с нравственными дилеммами и пытается найти ключ к их решению.
4. Гюстав Флобер – «Госпожа Бовари»
Сложно представить сейчас французскую литературу без романа «Госпожа Бовари». По версии опроса среди современных известных авторов, это произведение до сих пор считается культовым. Несмотря на банальность сюжета, книга Флобера может считаться новаторской по другим причинам. Например, в романе нет ярко выраженного положительного героя. Для французского реализма 1956 года это было сенсацией. Также одной из отличительных черт является экспозиция романа. Автор уделяет огромное внимание деталям, которые помогают читателю проникнуться повествованием. Кроме того, кропотливое описание разных отрывков жизни Эммы, главной героини (например, юности в институте, сватовства господина Бовари, рождение дочери) ярче раскрывают характеры персонажа и способствуют пониманию мотивации еë дальнейших действий.
Сюжетная линия «Госпожи Бовари» проста и незамысловата: Эмма Руо выходит замуж за доктора Шарля Бовари, однако спустя некоторое время понимает, что не любит его. Пара переезжает в Ионвиль, где обустраивается для дальнейшей жизни. Тут Эмма встречает двух людей, которые впоследствии становятся еë любовниками. Муж оказывается для девушки чужим человеком, который вовсе не знаëт настоящую Эмму – ту, которая мечтает о красивых богатых платьях, о роскошных званых ужинах и о дорогих украшениях. Она влезает в долги и тратит состояние мужа без его ведома, что приводит к трагическому финалу.
Особая стилистика письма Флобера очевидна к концу произведения. Об этом свидетельствует излишняя натуралистичность описания смерти от мышьяка. Именно из-за этой черты авторского стиля появляется карикатура писателя, который в анатомическом халате препарирует тело Эммы Бовари.
5. Виктор Гюго – «Собор Парижской Богоматери»
Роман писателя Гюго стал первым манифестом архитектуры в XIX веке. Центр сюжета занимает знаменитый Нотр-Дам-де-Пари, расположенный на берегу Сены, он же является местом действия произведения, а также отражением истории Франции конца XV века. Из-за того, что книга стала популярной среди парижан, готический собор избежал трагической участи – его могли снести или перестроить. Благодаря вниманию, оказанному роману, он остался в сохранности, а в стране началась положительная тенденция, призванная сохранять старинные исторические постройки.
На самом деле, Нотр-Дам – это иносказание. В оригинальном тексте Гюго подразумевает, что главной героине книги является именно Эсмеральда. Такая интересная метафора случилась из-за созвучия слов (с фр. Notre Dame – наша женщина) «собор» и «дама». Ключевая составляющая сюжета – женщина, окружëнная мужчинами. Звонарь Квазимодо, капитан Феб де Шатопер, архидьякон Клод Фролло, поэт Пьер Гренгуар – все эти герои оказываются связаны с Эсмеральдой. Кто-то еë спасает, кто-то предаëт. Так, цыганка оказывается основным звеном, вокруг которого выстраивается система персонажей.
История Гюго остаëтся актуальна до сих пор. После пожара в Соборе Парижской Богоматери в 2019 году книга заняла первое место в рейтинге продаж сервиса Amazon среди жителей Англии и Франции.
6. Стендаль – «Красное и чёрное»
В литературе романтизма XIX века в моду входят необычные и необъяснимые названия. Стендаль, следуя этому течению, называет свою работу «Красное и чёрное». Толкований у этого заглавия оказывается много: кто-то называет эти цвета символикой двух карьер главного героя Жюльена, где красное – это военная стезя (цвет обмундирования армии), а чёрное – духовное служение (церковная ряса священнослужителя). Также одной из интересных трактовок является предположение о том, что в названии явно звучат цвета рулетки. Протагонист подвержен своей игре на протяжении всего действия, ему приходится вживаться в разные роли ради достижения своих целей. Ещё одна вариация связана с историей. Согласно ей, красный означает цвет революции, а чёрный – реакции.
При изучении романа Стендаля становится ясно, что принцип дуализма – это основа, на которой построена фабула романа. Произведение становится не просто примером новейшего психологического реализма, где герой, Жюльен Сорель, проживает свою историю. Всё базируется на явной антитезе. Возлюбленных у персонажа две: искренняя простодушная госпожа де Реналь и загадочная Матильда де Ла-Моль. Карьерных путей два: несмотря на то, что Жюльен восхищается Наполеоном и мечтает о голубом мундире, работает он у аббата и учится в духовной семинарии. Характер его тоже можно окрестить противоположным. Он жаждет знаний и высот, но при этом его настоящее желание – статус и привилегии. Так, благодаря символике цвета и работе над метафорическими единицами материала, Стендаль помещает в хронику своего столетия биографию молодого роялиста.
7. Эмиль Золя – «Жерминаль»
Произведение французского писателя Золя сильно выделяется среди других книг в этой подборке. Во-первых, это не самая известная книга писателя, и большинству из нас имя легендарного публициста известно по работам «Дамское счастье», «Нана» и «Чрево Парижа». Во-вторых, в отличие от своих соотечественников, которые писали о конфликтах, происходящих в высшем свете и среди жителей интеллигенции, в книге «Жерминаль» основной сюжетной линией становятся проблемы рабочего класса Франции.
Главный герой – обычный механик, который в поиске работы оказывается в провинциальном городке Монсу, где есть шахта. Условия труда в ней нарушены, как и безопасность трудящихся, а коллеги Этьена получают гроши и еле-еле сводят концы с концами. Из-за этих неблагоприятных условий в шахте начинается забастовка, а Этьен становится её предводителем. Несмотря на это, руководящая сторона не идёт на уступки, а голодовка не даёт никаких плодов. Восстание рабочих не заканчивается победой, а позже шахту затапливает из-за нарушения целостности её поверхности.
Писатель не скрывал, что написание «Жерминаль» идёт трудно, поскольку у него не сразу получилось найти подходящее название и верное развитие «боли целого класса». Золя писал о работе над материалом так: «Роман – возмущение рабочих. Обществу нанесен удар, от которого оно трещит; словом, борьба труда и капитала. В этом – все значение книги; она предсказывает будущее, выдвигает вопрос, который станет наиболее важным в XX веке». Несмотря на это, книга была по достоинству оценена коллегами по писательскому цеху, а Мопассан даже отметил, что это самое мощное произведение всех его соотечественников.
8. Александр Дюма – «Граф Монте-Кристо»
Разумеется, в данной подборке нельзя обойтись без классики французской литературы – романа «Граф Монте-Кристо». Работы Дюма – это пример того, как исторические события страны и приключенческий нарратив могут соседствовать на страницах бессмертных книг. Произведение публиковалось частями в журнале Journal des Debats на протяжении почти двух лет. Для романа в таком жанре это было выгодно. Ожидание только подогревало интерес читателей и заставляло покупать издание с ещё большим рвением. Успех был колоссальным: несмотря на прошлые публикации Дюма, эта стала крупнейшим достижением писателя. Благодаря гонорару он купил себе загородный дом и виллу, которая была названа «Замок Монте-Кристо».
Сюжет романа строится на приключениях героя Эдмона Дантеса. Его обвиняют в том, что он бонапартийский агент, ссылают в тюрьму, а дальше начинается авантюристская часть книги: со спасением, обретением целого состояния и местью. Почему же «Граф Монте-Кристо» стал произведением, определяющим свой век? В первую очередь потому, что за историей одного персонажа стоит рассказ о внутренних конфликтах Франции. Всё это идёт эксплицитно, на заднем плане, но за диалогами героев и их точками зрения легко угадывается политическая раздробленность страны и многообразие партий.
Кроме того, значительную роль в книге играют газеты, которые читают французы. Здесь Дюма говорит об информационном превосходстве СМИ и искажении правды, которая очень часто оказывается на неверной стороне. Наконец, «Граф Монте-Кристо» – роман о нравственности и морали. Не зря главный герой говорит такие слова: «В такой чистой душе, как ваша, естественно, должны возникать подобные сомнения, но зрелое размышление заставит вас откинуть их». Потому что путь мщения – это всегда разрушительно для человеческой нравственности, а Дюма показывает, как эту нравственность обманывают или не обманывают персонажи.