Советы для начинающих и продолжающих коллекционеров
Годы участия в ярмарках дали нашей галерее опыт, которым не терпится поделиться. При встрече галериста и посетителя на стенде ярмарки предполагается, что «все всё понимают». И все же есть ощущение, что не все и не всё. Предлагаем практический гид для начинающих любителей искусства. Хотя и опытные коллекционеры наверняка что-то из него узнают. Это набор жизненных советов по практическим вопросам: что надеть на встречу с прекрасным, как общаться с галеристами, можно ли фотографировать и как купить картину. Наш взгляд субъективен, уверены, коллегам будет что добавить и с чем поспорить. Проверьте и примените эти знания на практике на ярмарке Cosmoscow в конце сентября.
Зачем идти на ярмарку?
Вроде, и так понятно, что на ярмарке всё «вращается» вокруг продажи и покупки искусства. Большинство посетителей это понимают, но каких-то десять лет назад было неочевидно. Возможно потому, что у картин и скульптур нет ценников, а развеска и стенды похожи на выставку в музее. Тем не менее, покупка работы в интерьер или коллекцию – главная цель похода на ярмарку. Что не противоречит и другим возможным целям. Сама атмосфера ярмарки, когда в одном месте собираются ценители искусства, профессионалы, художники, вдохновляет и питает творческой энергией. Плюс свежее представление о современном искусстве. Стенды четырех десятков галерей, прошедших экспертный отбор ярмарки, – «концентрат» современного искусства. Отбирают не только галереи, но и художников, и конкретные работы. И это еще не все, обычно ярмарки показывают курируемые программы в дополнение к стендам галерей. Но и потусоваться, встретить знакомых, сделать селфи на фоне искусства – вполне «законные» цели визита на ярмарку.
Как одеваться?
Говорят, галеристы на стендах оценивают покупательную способность по обуви и сумкам. Понаблюдайте за взглядами. Подозреваем, галеристы «старой школы» продолжают использовать этот метод. Хотите проверить? Желаете такого рода внимания? Берите сумку дороже большинства картин на стендах. Но наш опыт расходится с этим стереотипом. Реальные покупатели на ярмарках в основном одеты вполне casual. Это оправдано, например, потому, что наиболее удобная обувь на ярмарке – кроссовки. Вам предстоит несколько часов прогулки по стендам, и на каблуках будет неудобно. Туфли, каблуки, костюмы и вечерние платья подойдут для VIP-превью и открытия. Встреча с искусством это праздник и одеваться стоит по-праздничному, но не «все самое дорогое и сразу». Если привлечение к себе лишнего внимания не входит в планы, одевайтесь удобно для прогулки и нарядно для фото. Интровертам любителям искусства предлагаем в качестве аксессуара-оберега потертый пластиковый пакет – минимум общения гарантирован. Правда, опытный галерист все равно «раскусит» покупателя, как бы он не был одет. Это своего рода чутье.
По нашим наблюдениям, художники, кураторы и другие профессионалы от искусства предпочитают черный цвет в одежде. Неплохой вариант «сойти за своего».
В какое время лучше посетить ярмарку?
Самый почетный и честный путь получить приглашение на предпоказ и VIP-открытие – стать коллекционером. Купить произведение у галереи-участницы и попасть в списки гостей. Удобное, на наш взгляд, время, чтобы получить удовольствие от просмотра – утренние и дневные часы в будний день. В Гостином дворе стеклянная крыша и днем на картины падает естественный свет. У галеристов и работников на стендах, благодаря меньшему количеству посетителей, достаточно времени, чтобы уделить вам максимум внимания, рассказать о художниках и работах. Однако вы рискуете обнаружить рядом с понравившимися работами красные точки – значит, они уже проданы. С целью покупки есть смысл стремиться на открытие или ближе к нему, так меньше шанс упустить произведение. На закрытых превью для коллекционеров больше выбор, в этом суть их закрытости. Чем ближе к закрытию ярмарки, тем красных точек обычно больше. Заядлые коллекционеры, вроде Андрея Малахова, умудряются попасть на ярмарку в процессе монтажа стендов. Не рекомендуем этого делать – вряд ли что-то увидите, а галеристы и художники будут поглощены монтажом.
У VIP-превью и открытия, помимо очевидных плюсов, есть минус: сложно разглядеть искусство за светской толпой и постоянными приветствиями и «раскланиваниями». Разумной тактикой станет посетить ярмарку, как минимум, два раза: и на открытии, и в последующие дни.
Как вести себя на ярмарке?
Попросите галериста или работника стенда рассказать о произведении или о художнике. Они будут вам благодарны, некоторые стесняются начать разговор. Галереи заинтересованы, чтобы работы попадали в хорошие руки, в коллекции, и будут рады рассказать о художнике и его произведениях. Также многие ставят целью «донести» искусство людям, а большая часть искусства современного требует пояснений. Если посетитель подходит и начинает проявлять интерес, галеристы и работники стенда могут сами подойти, предложить больше информации, начать рассказывать. Обычно все настроены доброжелательно.
Фотографировать и делать селфи можно и нужно. Не забудьте отметить в соцсетях понравившиеся галереи, художников и саму ярмарку. Чтобы не забыть, в какой галерее вы видели произведение, лайфхак: совместите в одном фото картину и визитку галериста. Так точно не забудется.
Оставьте свой контакт – телефон или e-mail на стенде понравившейся галереи. Так вы попадете в галерейную рассылку, это может стать началом большой дружбы.
Спросите о цене, если она вас действительно интересует. В последнее время мы делаем электронные прайс-листы, которые открывает QR код на стене. Указывать цены произведения на этикетках к работам не принято. Старайтесь не обнадеживать галеристов напрасными обещаниями покупки, а то попадете в «черный список».
Что купить?
Единственный надежный критерий – когда произведение вам нравится. Идете, видите работу, и понимаете, что она «ваша», с ней есть связь. Она западает в душу, выражает взгляды. Понимаете, что не сможете жить без этой картины или скульптуры. Это идеальный случай, веская причина для покупки. Как минимум, картина должна подходить к интерьеру. Могут закрасться мысли о том, вырастет ли произведение со временем в цене или «насколько этот художник актуален, моден, успешен?». Гоните эти мысли прочь. Говорить об искусстве как об инвестиции среди галеристов табу. Произведение может вырасти в цене, но произойдет ли это, никто не знает. Шансы немного увеличивает покупка в галерее. Художником, как минимум, уже занимаются: делают выставки, возят на ярмарки, привлекают кураторов, печатают каталоги. Если произведение вас, что называется, «выражает», то повышение цены на него или попадание художника в историю искусства станет приятным бонусом и доказательством того, что у вас есть чутье.
Хорошо прийти на ярмарку с «запросом» – понимаем, какое произведение искусства подойдет для спальни, гостиной или офиса. Рекомендуем заранее измерить простенок и предположить, какая работа нужна, горизонтальная или вертикальная.
Если понравился художник, а таких денег сегодня нет, поищите его работы другого размера в другой технике. Их может не быть на ярмарке, но они, скорее всего, есть в галерее его представляющей. У нас цены на разные по размеру работы одного художника отличаются в десять раз, и на графику лимитированного тиража по сравнению с оригинальными работами в сорок раз. Покупка искусства – новый опыт и новое ощущение себя. «Я – человек, который начал собирать искусство» это тоже интересная сторона жизни.
Хочу купить произведение искусства. Мои действия?
Покупка картины или скульптуры – радостный и приятный момент и для покупателя, и для художника, и для галериста. Повод отметить бокалом шампанского. Но до этого лучше договориться о деталях – цене, форме оплаты, доставке. Вы уже узнали цену, она устраивает. На наш взгляд, допустимо просить скидку при покупке нескольких работ. На ярмарке галерист попросит оплатить работу хотя бы частично. В нашем случае это минимум 30-50%. Без предоплаты, скорее всего, купить не получится: галерея может продать работу пока работает ярмарка. И она это непременно сделает, если придет покупатель с деньгами. Для оплаты банковской картой некоторые галереи дадут ссылку на свой сайт. На Cosmoscow есть возможность оплаты через маркетплейс ярмарки TEO. Но и старый добрый нал также в ходу.
Договоритесь о доставке. Галерист может попросить подождать с доставкой до окончания ярмарки, чтобы сохранить экспозицию. Или чтобы не «оголять» стенд, если у него нет работ на замену. Другие галереи могут позволить себе отдать работу сразу, постоянно обновляя стенд. Для этого нужно подготовить документы на вынос работы с ярмарки, что, возможно, займет время. Если оплаченная работа осталась на ярмарке, галерист прикрепит рядом с ней красную точку. Демонстрируйте её друзьям как свою.
***
Вышеописанное – субъективный взгляд «с той стороны прилавка», рекомендации галериста посетителю ярмарки. Надеемся, узнали что-то полезное. Раскрыть некоторые секреты входило в наши цели. И, конечно, за вами остается право не следовать этим советам и поступить по-своему. До встречи на ярмарке Cosmoscow.
Составили Антон Марьясов, Светлана Гридчина. Галерея «Гридчинхолл»
→ Глубже в искусство и жизнь галереи. Телеграм-канал «Гридчинхолла»