«Что год учебный нам готовит?» – с таким вопросом мы традиционно входим в сентябрь. Обновлённые ФГОС, санитарно-эпидемиологические ограничения, единые классные часы и много других «открытий чудных» нам предстоит совершить, освоить и претворить в жизнь. Однако для педагогов, работающих в выпускных классах, первостепенным вопросом становится подготовка обучающихся к ГИА. И пусть осень едва успела вступить на свой престол, мы с вами знаем: ОГЭ близко!
Предстоящие выпускные экзамены по русскому языку в девятых классах не содержат нововведений. Однако качество подготовки будущих выпускников во многом зависит от выбранного учебного материала. Среди всего многообразия, предлагаемого современным издательским предложением, особое внимание обращает на себя пособие «ОГЭ 2023. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» издательства «Экзамен». Авторы книги – И.П. Васильева и Ю.Н. Гостева – являются непосредственными разработчиками экзаменационных материалов ОГЭ, что гарантирует корректность заданий и полное соответствие их демонстрационной версии.
Удобство данного издания заключается в том, что оно содержит 50 типовых экзаменационных вариантов – этого вполне достаточно для организации подготовки девятиклассников в течение всего учебного года. Например, отдельные темы педагог может разъяснять на уроках русского языка, а на дополнительном занятии по подготовке к ОГЭ разбирать по одному варианту в неделю. При этом останутся неразобранные варианты и для контрольных работ в форме ОГЭ, и для самостоятельной подготовки школьников. Пособие содержит ответы ко всем заданиям, которые могут быть изъяты из книги в случае необходимости.
В рамках повторения отдельных тем также уместно использовать материалы сборника. Самые «коварными», на мой взгляд – задания 2 и 5, именно поэтому я рекомендую их для проведения синтаксических и орфографических пятиминуток. Сложность заданий заключается в следующем:
– количество правильных ответов не регламентируется;
– лишняя цифра или отсутствие одной верной аннулирует весть ответ;
– каждое утверждение проверяет отдельную тему.
Таким образом, подобные задания касаются довольно широкого спектра знаний и требуют тщательной отработки.
Обратимся к заданию 2 варианта 5.
Каждое утверждение соответствует определённому элементу кодификатора ОГЭ:
- структурные типы простых предложений (5.5);
- грамматическая основа предложения (5.4);
- обособленные члены предложения (5.6);
- однородные члены предложения (5.6);
- сложные предложения с разными видами связи (5.9).
Следовательно, данное задание требует повторения всего курса синтаксиса. Именно поэтому пособие И.П. Васильевой и Ю.Н. Гостевой – незаменимый помощник учителя-словесника.
Задание 5 проверяет орфографические знания школьников. Однако и здесь встречаются ловушки. Рассмотрим задание 5 варианта 17.
Утверждение 3 не верно. Здесь искажено орфографическое правило: буква С пишется на конце приставки перед буквой, обозначающей не звонкий, а глухой звук. Утверждения 1 и 5 вопросов не вызывают, а вот пункты 2 и 5 содержат морфологический подвох. Слово ВВИДУ является не союзом, а производным предлогом, но к нему действительно можно подобрать синоним «из-за». НЕ с глаголом пишется раздельно – об этом знает даже первоклассник, вот только слово ДАНО – не глагол, а краткое страдательное причастие (что сделано?). Получается, в обоих объяснениях содержится ошибка в определении частеречной принадлежности слова.
А пятое задание варианта 30 содержит ещё и морфемную ловушку.
В утверждении 4 правило изложено верно, однако орфограмма находится не в суффиксе, а в окончании существительного. В пунктах 3 и 5 снова неверно определены части речи, следовательно, ответом являются цифры 1и 2.
Итак, мы видим, что для решения данного задания недостаточно только орфографических знаний. Необходимо учить школьников критически анализировать каждое слово в утверждении.
Несомненный плюс издания – наличие подробного анализа содержания КИМ на примере варианта 34. Здесь разработчики пособия разбирают формулировки заданий, предлагают алгоритмы решений, а при необходимости дают лингвистический комментарий. Также авторы знакомят обучающихся с правилами записи ответов в цифровой или словесной форме.
Кроме того, книга содержит типовую инструкцию, образцы бланков ответов № 1, 2, тексты для сжатого изложения. Наличие полей для ответов после каждого задания, в том числе, задания 1 (изложения), позволяют использовать пособие как рабочую тетрадь.
Особое внимание девятиклассников следует направить на систему оценки экзаменационных работ. Начинать подготовку к написанию изложения и сочинения (задания 1 и 9) я рекомендую с критериев, которые содержатся в данном пособии в табличной форме. Также продуктивными могут стать задания, где ученики попробуют самостоятельно оценить свою работу или работу товарища, опираясь на указанные критерии.
Книга И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостевой содержит грамотный материал, качественные и интересные тексты, позволяющие успешно подготовиться к экзамену.
Анна БЕЛЯЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Донской, Тульская область
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».