Найти тему
Русская армия. История.

Сколько советских самолетов сбил немецкий летчик, который летал с протезом руки. Что с ним потом сделали в советском плену

Немецкий ас Виктор Петерман
Немецкий ас Виктор Петерман

У немецкой авиации в годы Великой Отечественной войны были летчики с довольно высоким уровнем мастерства. Скажем тот же Эрих Хартман одержал 352 воздушные победы и до сих пор считается самым результативным летчиком за всю историю авиации. Несмотря на такую результативность Красная армия все равно разгромила немецкую военную машину.

Впрочем, летчики особенный народ. Они буквально живут идеей неба. Как пример советский летчик Антон Иванович Леонов, что потеряв руку настоял на своем и вновь вернулся в небо. У немцев были похожие примеры. Аналогично Леонову немецкий ас Виктор Петерман не мог представить своей жизни без неба.

Петерман был довольно результативным летчиком. Еще до войны он был активным летающим планеристом. В 1939 году он попал на службу в Люфтваффе и аж до 1942 года проходил обучение летному делу. К моменту окончания учебы война была в самом разгаре. В середине 1942 года Петерман оказался на фронте.

Первым сбитым самолетом Петермана был ЛаГГ-3
Первым сбитым самолетом Петермана был ЛаГГ-3

52-я истребительная эскадра Петермана сражалась на побережье Азовского моря против советских истребителей. Первые двадцать два боевых вылета совершенные за две недели не принесли Петерману никаких результатов. Зато потом он сбил свой первый одномоторный поршневой ЛаГГ-3 у Волоконовки и, буквально на следующий день, еще и скоростной истребитель МиГ-1.

Правда вскоре состоялся бой в котором Петерман чуть не закончил свою летную карьеру. 1 августа советский летчик на довольно старом истребителе И-153 буквально протаранил Мессершмитт на котором летел Петерман. Немцу пришлось сажать свой разбитый самолет прямо на брюхо. Сам летчик остался цел.

Счет воздушных побед Петермана стал быстро расти. 23 апреля он сбил два самолета Як-1 в одном бою. А к концу месяца на его счету было уже двадцать восемь советских самолетов. В мае к этим победам прибавилось ее восемнадцать. Впрочем и у него случались неудачи. В бою с советскими истребителями над Кубанским плацдармом самолет Петермана получил повреждения и сел за линией фронта. Виктор чудом избежал пленения и за несколько дней вышел к расположению своих войск.

Петерман летал на истребителе Messerschmitt Bf.109
Петерман летал на истребителе Messerschmitt Bf.109

9 сентября 1943 года он сбил свой 50-й самолет, за что получил "Кубок почета" от командования. Петерман действовал очень успешно. В одном бою в сентябре 1943 года он сбил за двадцать минут три самолета Ил-2 и один Як-1.

10 сентября 1943 года Петерманн был переведен в 6./JG 52. Его самый успешный день пришелся на 25 сентября, когда он сбил русский истребитель Як-1 и три самолета-штурмовика Ил-2 в 23-минутном бою, увеличив счет побед с 57-й по 59-ю. (Источник: Асы Люфтваффе. luftwaffe.cz. Виктор Петерман.

Только вот на этом череда побед прервалась. Правда поражение Петерман потерпел не от советских истребителей. 1 октября немецкие зенитки приняли его самолет за вражеский истребитель и буквально изрешетили. Его Мессершмитт загорелся.

Петерман хотел выпрыгнуть, но оказалось, что парашют поврежден. К тому же у него самого было серьезное ранение руки и ноги. Даже в таком сложном положении немец сумел посадить свой самолет на брюхо в поле. Немецкие солдаты доставили его в госпиталь, где врачи стали бороться за его жизнь.

60 побед одержал Петерман до того, как его сбили
60 побед одержал Петерман до того, как его сбили

Виктор Петерман выжил. Правда лишился левой руки до самого предплечья и одного пальца на ноге. Там же в госпитале ему вручили Железный крест за шестьдесят одержанных побед, видимо уже не ожидая, что Петерман еще раз поднимется в небо. Не тут то было. Как уже было сказано выше - Петерман не мыслил своей жизни без полетов. Сперва он добился возвращения на службу в Люфтваффе в качестве сотрудника секции военного исследования. Но вскоре он смог вернуться и на фронт.

Чтобы управлять своим Мессершмиттом Петерман соорудил хитрое устройство. Его искусственная рука крепилась к рычагу дроссельной заслонки и рычагам триммера и закрылки. В сентябре 1944 года он вновь поднялся в небо. В марте он заново открыл свой боевой счет и сбил еще четыре советских истребителя. Вскоре его пересадили на новый реактивный самолет Ме.262. Но толком полетать на нем Петерман не успел. Война была проиграна.

Виктор Петерман успел несколько раз полетать на реактивном самолете Ме262
Виктор Петерман успел несколько раз полетать на реактивном самолете Ме262

Виктор Петерман с товарищами сдался американцам. Американцы передали его советским солдатам. За войну немецкий летчик сбил 64 советских самолета. А если считать еще шесть не подтвержденных побед, то и вовсе 70 самолетов. Немецкий обер-лейтенант Люфтваффе Виктор Петерман оказался в советском плену. Правда толку от него было мало. Работать он не мог из за отсутствия руки и уже в июле 1945 года его освободили и отправили в Восточную Германию.

После войны Петерман занялся сельским хозяйством. Всю жизнь он прожил во Фрайбурге. Его не стало в мае 2001 года. Сегодня сложно давать оценку его боевой карьере. Петерман сражался на стороне Третьего рейха. Фашизм абсолютное зло, которое не имеет никакого оправдания. Но сам Петерман был обычным офицеро-летчиком.

Он не воевал с мирным населением. Не совершал карательных акций. В общем советское правосудие посчитало, что он не замешан в военных преступлениях и, не смотря на его довольно большой список воздушных побед над советскими летчиками отпустило его домой мирно доживать свой век.

Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы не пропустить новые статьи .