Найти тему
Культурный Хаос

Бергман: внутренние демоны коллективного бессознательного

Шедевры иногда создаются случайно. В начале 1966 года шведский режиссер Ингмар Бергман восстанавливался после тяжелого воспаления легких. Однажды, гуляя по улице, он встретил бывшую коллегу Биби Андерсон. Она была не одна — с ней вместе шла еще одна актриса Лив Ульман. Обладая врожденным режиссерским нюхом, Бергман моментально почувствовал, что в симбиозе этой парочки хранится нечто иррациональное. Он не понимал что именно, но к написанию сценарию приступил немедленно. Так родился один из знаковых фильмов в карьере режиссера - «Персона».

Уже к тому моменту за Бергманом закрепилась слава одного из самых «интеллектуальных» режиссеров современности. Его фильмы иногда были холодными, а самого Бергмана порой обвиняли в излишней высокомерности. Он с такой тщательностью любил вскрывать не самые лучшие стороны человеческой натуры, что дело временами доходило до скандалов и жестких противостояний с цензурой. Он был одним из первых провозвестников сексуальной революции, а его отчужденный, замкнутый характер создал ему образ этакого мизантропа, который придерживается не слишком высокого мнения об окружающих.

Во многом критики были правы. Корни бергмановской отчужденности берут начало в глубоком детстве. Практически всю свою карьеру Бергман своими фильмами рассказывал по сути о собственных переживаниях. Несмотря на внешнюю закрытость, в интервью и своих книгах он любил довольно широко рассказывать о внутренних переживаниях. По собственному признанию, Бергману сильно не хватало в детстве материнской любви. Он был нежелательным ребенком для своей матери. Этот мотив позже стал одним из главных в картине «Персона».

Кадр из фильма «Персона». Режиссер: Ингмар Бергман, 1966 год
Кадр из фильма «Персона». Режиссер: Ингмар Бергман, 1966 год

Некоторые фильмы Бергмана пронизаны фрейдистскими и юнгианскими символами. Бергман, можно сказать, открыл для мира кинематографа понятие «25 кадра». В начале «Персоны» перед зрителем на доли секунды возникает изображение мужского полового члена. Позже этот фокус использует Дэвид Финчер в «Бойцовском клубе». Творчество Бергмана особо ценил Андрей Тарковский. Он также, как и Бергман, применял приемы кинематографа для передачи собственных переживаний, воспоминаний и ощущений. Но если Тарковский делал это, используя длинные кадры с использованием изображения воды под музыку Баха, то Бергман медитировал на человеческих лицах.

К моменту начала над «Персоной» Бергман уже был обеспеченным человеком. Он мог позволить себе снимать так, как только он считал нужным. Тем не менее, нельзя сказать, что Бергман был абсолютно свободным художником. Его рамками и границами были его внутренняя интровертность и неуверенность в собственном зрителе. Иногда сложность фильмов Бергмана достигала таких высот для обычного среднего восприятия, словно режиссер нарочно пытался запутать аудиторию. «Персона» является одним из таких примеров.

Ингмар Бергман
Ингмар Бергман

В середине 1960-х годов Швеция была одной из самых развитых стран Европы. Шведы довольно спокойно пережили Вторую мировую войну. Им удалось сохранить нейтралитет, они не испытали на себе ужасы немецкой оккупации. Однако вслед за политическим нейтралитетом шел и нейтралитет этический. В то время, как вся Европа бушевала в огне, Швеция занималась собственным развитием, предпочитая не влезать в котел огня и не высказывать открыто свою позицию. Примечательно, что даже после окончания боевых действий в стране нашлось немало людей, которые сочувствовали поражению немцев.

Возможно, такого рода внутренняя толерантность и стала причиной возникновения многочисленных фобий внутри общества. Бергман, безусловно, был подвержен им также, как и все остальные, и он был тем проводником, который в своем творчестве пытался сфокусировать внимание людей на этих проблемах. В «Персоне» две героини — актриса, которая во время пьесы вдруг решила замолчать навсегда и попала в психиатрическую лечебницу, и медсестра — ее альтер-эго — жизнерадостная болтушка, внутри которой на самом деле скрывается целый сонм всевозможных демонов.

Кадр из фильма «Персона». Режиссер: Ингмар Бергман, 1966 год
Кадр из фильма «Персона». Режиссер: Ингмар Бергман, 1966 год

На протяжении фильма Бергман показывает зрителю и наблюдает сам, как две индивидуальности, два характера, две психики сливаются в одну персону. Наверное самым знаменитым кадром этой картины является изображение женского лица, состоящее из половинок портретов двух героинь. Интересно, что сами актрисы изначально не знали о такой задумки режиссера. Бергман показал им этот план уже после окончательного монтажа. Обе девушки были шокированы увиденным, причем каждая была уверена в том, что на экране изображена не она, а ее подруга.

Кадр из фильма «Персона». Режиссер: Ингмар Бергман, 1966 год
Кадр из фильма «Персона». Режиссер: Ингмар Бергман, 1966 год

«Персона» стала одной из вершиной мирового кинематографа 60-х годов. Это было время внутренних вопросов, которое общество задавало себе. Эпоха студенческих бунтов, хиппи, сексуальной революции, борьбы с расизмом. Все это, конечно, отражалось и на творчестве Бергмана. Перед ним уже не стоят вопросы добра и зла. В «Персоне» он выходит за рамки моральных концепций, погружается в океан чистого подсознательного. «Персона» - один из лучших фильмов о человеческой натуре, бесконечно глубокой и необъяснимой.

Что смотреть после этого:

«Малхолланд Драйв», Дэвид Линч, 2001 год

Загадочная девушка, после автомобильной аварии страдающая потерей памяти, выбирает себе имя Рита с рекламного плаката к фильму с Ритой Хейворт и пытается начать новую жизнь в Голливуде. Но тайны прошлого неотступно преследуют ее.

Кто были те двое мужчин, что сидели в одной машине с ней и погибли в аварии? Почему полиция подозревает, что она была ими похищена? И случайно ли в ее жизни появляется новая подруга, начинающая актриса Бетти?

«Сквозь темное стекло», Ингмар Бергман, 1961 год

Только что вышедшая из психиатрической лечебницы девушка Карин отдыхает вместе со своим мужем Мартином врачом, отцом Дэвидом - известным писателем, и младшим братом Фредериком, по прозвищу Минус, на небольшом островке. Карин страдает галлюцинациями и истерическими припадками - ей кажется, что ее посещает Господь Бог...

#кино #бергман