Потомки магнитогорского лётчика Павла Безлатнего встретились спустя сорок лет
Музей ММК хранит бесчисленное количество увлекательнейших историй: родом из далёких тридцатых годов, они порой получают продолжение в наши дни, причём самое неожиданное, а в их водоворот попадают не только герои прошлого, но и их потомки. Одна из таких историй произошла этим летом.
– К нам обратилась жительница острова Сахалин Елена Кострова, оказавшаяся внучкой участника Великой Отечественной войны, лётчика, работника комбината Павла Антоновича Безлатнего, – рассказывает предысторию руководитель музея ПАО «ММК» Надежда Халитова. – Она сообщила, что её отец живёт в Магнитогорске и его судьба тоже связана с комбинатом. В наш город Елена Анатольевна приехала специально для того, чтобы встретиться с родными и найти информацию о знаменитом деде.
А дед Елены Костровой действительно был знаменит. И не только в Магнитке. О нём высоко отзывались глава советского государства Леонид Брежнев, маршал Константин Жуков и космонавт Павел Попович, но бывший фронтовик Безлатний к славе и почестям не стремился. Жил по совести, честно работал, наградами не кичился, хотя орден Красной Звезды, пять орденов Красного Знамени и около сорока медалей давали ему все основания для гордости.
– Павел Безлатний родился в 1916 году в селе Журавлёвка Кустанайской области. Выходец из крестьянской семьи, – Надежда Халитова открывает личный листок по учёту кадров ММК. В правом углу – фото молодого мужчины в военном кителе. Взгляд острый, внимательный, что не очень вяжется с дальнейшей информацией. – В 1929 году прибыл на Магнитострой, в 1931 поступил в школу ФЗУ «Нарпит». Окончив, работал кулинаром в тресте народного питания. В 1934 – поступил в институт общественного питания в Москве, но обучение не завершил, так как в августе 1935 года, откликнувшись на призыв комсомола, стал курсантом Ейского авиационного училища. Через два года, получив квалификацию лётчика и должность командира звена, отправился по распределению на Дальний Восток. В 1942 году отправился на фронт. Был командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи. После войны служил в авиации на разных должностях. В 1958 году демобилизовался в звании полковника и вернулся в Магнитогорск. Работал в ДОСААФ, аэроклубе, возглавлял дом отдыха «Банное», в 1965 году назначен заместителем начальника штаба гражданской обороны на ММК. В этой должности проработал до 1980 года.
В июне 1978 года в цехах комбината проходило обсуждение книг, вышедших из-под пера главы государства Леонида Брежнева, –
«Малая земля» и «Возрождение».
Доменщикам второй бригады досталась знаменитая «Малая земля». Партгрупорг бригады Альберт Чаплоуский зачитал отрывок из воспоминаний генерал-майора авиации Петрова о неравном воздушном бое над Малой землёй. Доменщики с удивлением узнали, что героем этого сражения был лётчик-истребитель Безлатний – тот самый Павел Антонович Безлатний, начальник штаба гражданской обороны ММК, секретарь парткома заводоуправления. «...Потом мы все вышли на наблюдательный пункт, чтобы посмотреть, как наносят удар наши штурмовики, и оказались очевидцами интересного воздушного боя. Со стороны моря вдруг появилась большая группа вражеских бомбардировщиков – пятнадцать «юнкерсов». Они были на боевом курсе и готовились сбросить бомбы. Откуда ни возьмись в воздухе оказался один наш истребитель, который смело бросился в бой против всей группы противника. Враг не выдержал. Бомбардировщики рассыпались, и начали сбрасывать бомбы куда попало. Один «юнкерс», попавший в прицел нашему истребителю, вспыхнул огнём и повалился в море. Остальные самолёты противника пустились наутёк. Но и краснозвёздный ястребок оказался подбитым. Он начал снижаться и на наших глазах сел в Цемесскую бухту, возле самого Новороссийска. Мы видели, как наши воины поспешили ему на помощь. Отважный лётчик был благополучно доставлен на берег. Им оказался парторг одной из наших эскадрилий, старший лейтенант Павел Безлатний. Прощаясь, Константин Николаевич Леселидзе и Леонид Ильич Брежнев поручили мне передать лётчикам спасибо за хорошую работу на поле боя».
Присутствовавший на встрече с доменщиками Павел Безлатний дополнил книжный текст личными воспоминаниями
«Когда я взлетел, немецкие самолёты уже легли на боевой курс. Ожидать товарищей по эскадрилье не было времени, всё решали минуты. Ринулся в атаку. Очень удачно сбил один Ю-88, при другом заходе – второй. Остальные поспешно, бесприцельно сбросили бомбы и кинулись наутёк. Преследовал их ещё километров пятнадцать за линией фронта. А вот тут-то и мой самолёт так повредили, что мотор заглох. Хорошо, что высота была три тысячи метров. Применив всю силу воли, дотянул машину до бухты и спланировал на воду. На второй день – снова вылеты. Месяца через полтора, когда меня ещё раз сбили и я находился в госпитале в Анапе, мне вручили первый орден Красного Знамени. Оказывается, за моим воздушным боем наблюдали командарм 18-й армии Константин Николаевич Леселидзе и начальник политотдела Леонид Ильич Брежнев».
«Малая земля» вышла гигантским тиражом – двадцать миллионов экземпляров, её проходили в старших классах, читал по радио артист Вячеслав Тихонов. Воздушный бой с участием отважного лётчика Безлатнего знали в подробностях и стал и млад, в том числе и в Магнитогорске. Но даже тем, кто жил и работал бок о бок с Павлом Антоновичем, долгое время и в голову не приходило, что он и есть тот самый старший лейтенант, который бросился в одиночку на пятнадцать «юнкерсов».
В экспозиции музея ММК хранятся китель, лётные краги, шлемофон, множество документов и фотографий Павла Безлатнего – в начале 1980-х их передала на хранение вдова лётчика. Именно эта информация, обнаруженная в Интернете, и стала для Елены Костровой точкой отсчёта для сбора семейной истории. Родители развелись, когда Елена и её младшая сестра Екатерина были ещё детьми. Отец вернулся в Магнитогорск, и связь с ним была потеряна на долгие 43 года. Когда появился доступ в Интернет, Екатерина, которая, кстати, оставила девичью фамилию – Безлатная, нашла информацию о военных заслугах деда, а потом наткнулась на заметку о музее ММК.
– Ну и решили, что нужно ехать, – рассказывает Елена Анатольевна. – У нас был адрес бабушки по папиной линии. Он сохранился с 1981 года, когда я побывала в Магнитогорске. Дед Павел Антонович к тому времени уже умер. Он запомнился мне большим, мужественным. Всегда дарил карандаши, фломастеры, циркули, а однажды вручил мне портфель из кожи «под крокодила». В дальнейших поисках помог незнакомый житель Магнитогорска, который откликнулся на нашу просьбу и удостоверился, что Безлатные всё ещё живут по старому адресу. К слову, у потомков лётчика Безлатнего фамилия пишется через «ы», подчеркнула Елена.
Встречу с отцом, случившуюся спустя четыре десятка лет, женщина вспоминает с волнением. Приехав в Магнитогорск, она просто позвонила в его дверь.
– Открыл мужчина, смотрю, а глаза-то мои, – улыбается Елена. – Пару минут находились в замешательстве, а потом я назвала его папой, и он, присмотревшись, узнал меня. Проговорили до полуночи. Позвонили дядьке – младшему папиному брату Сергею. На следующий день опять просидели за разговорами не один час, но уже втроём.
– Женился отец ещё до войны, – вспоминает Анатолий Павлович. – С мамой познакомился в Ейске. В ноябре 1941 года родился я. Мама в это время уже жила у отцовых родителей в Магнитогорске, а сам он служил на Дальнем Востоке. Потом война. Так что наше знакомство состоялось только в 1946 году. Папа был добрым, честным человеком, всех любил, всем помогал. Пользовался заслуженным уважением. Подвигами отцовскими в школе мы с братом не бахвалились. Отец и сам был скромным человеком, и нас также воспитывал. Он многое умел делать своими руками и меня научил. С детства приобщал к механике. Принесёт конструктор: «Вот, сынок, занимайся». И младший брат тоже был башковитым парнем. Стал компьютершиком. А я на ММК с 1961 года. устроился на слябинг, управлял клещевым краном. В 1971 году по семейным обстоятельствам уехал на Сахалин, где проработал десять лет. В 1981 вернулся в Магнитогорск, на комбинат, в свой же цех, где и проработал до пенсии.
Анатолий Павлович и Елена с интересом перебирают музейную папку с документами и личными вещами своего знаменитого предка.
Внучка то и дело щёлкает фотоаппаратом: на далёком Сахалине потомки Павла Безлатнего ждут от неё информации. Пару дедовых грамот с разрешения отца Елена берёт на память – для себя и сестры. Но самое важное заключается в том, что удалось восстановить родственную нить, признаётся Елена. Не иначе дед помог, улыбается женщина. Ведь именно с информации о нём всё и началось.
Автор: Елена Брызгалина
Фото: Из архива музея ММК