Найти тему

"Яндекс", "Казанэкспресс", "Вайлбрерриз", "Фармленд" и "Сбербанк": обзор новостей в мире брендинга за август 2022 г.

Оглавление

Ошибки при создании и продвижении бренда совершают не только небольшие организации и индивидуальные предприниматели, но и крупные компании. Обычно наибольшее внимание уделяется внешней стороне маркетинга – как придумать бренд, чтобы он выделялся среди конкурентов и хорошо запоминался. Юридическая подоплека этого вопроса часто остается в тени, что может привести к серьезным последствиям. В нашей новой рубрике мы вам расскажем о последних успехах и неудачах известных российских брендов, а также вместе проанализируем их ошибки.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Яндекс защищает свои сервисы товарными знаками

За последние 2 года крупнейшая российская IT-компания «Яндекс» подала на регистрацию несколько десятков товарных знаков. В 2022 году получили правовую охрану более 80 брендов, а всего компании принадлежат свыше 500 товарных знаков.

В их числе названия как широко известных сервисов «Яндекса», так и тех, которые еще не нашли практического применения. Регистрация товарных знаков дает компании монополию на их использование, в том числе помогает отстоять права при имитации этих названий.

Товарные знаки «Яндекса», зарегистрированные в «Роспатенте» в июле-августе 2022 года
Товарные знаки «Яндекса», зарегистрированные в «Роспатенте» в июле-августе 2022 года

В качестве товарного знака зарегистрирован даже внешний вид поисковой строки.

Товарный знак № 888017, зарегистрирован 19.08.2022 г.
Товарный знак № 888017, зарегистрирован 19.08.2022 г.

Хотя «Яндекс.Деньги» теперь принадлежит ПАО «Сбербанк», «Яндекс» продолжает регистрацию брендов в банковской, инвестиционной и страховой сферах. В марте 2021 г. компанией был запущен новый платежный сервис «Yandex Pay», а по оценкам аналитиков, запас наличности позволяет «Яндексу» купить или создать свой собственный банк. Предполагается, что такая деятельность будет прежде всего связана со сферой электронной коммерции.

Товарные знаки «Яндекса», зарегистрированные в 2022 г. для финансовой сферы
Товарные знаки «Яндекса», зарегистрированные в 2022 г. для финансовой сферы

Компания также планирует начать выпуск электроники и бытовой техники под собственными торговыми марками «Tuvio» и «Vionic». Заявки на их регистрацию в «Роспатент» поданы в конце июля и в августе 2022 г. Российским потребителям марка «Vionic» уже известна – это американский бренд обуви, и он зарегистрирован в государственном реестре. Но по закону, если производители работают в разных сферах, то существование одинаковых знаков на рынке не запрещено.

Несмотря на громкое имя компании, экспертиза товарных знаков в «Роспатенте» не всегда проходит гладко.

Так, например, сначала патентное ведомство отказало в регистрации бренда «ЯБанк», так как уже есть общеизвестный товарный знак «iBank», принадлежащий другой компании. По правилам «Роспатента», неважно, в какой транслитерации выполнено название. Если есть фонетическое или смысловое сходство (на юридическом языке – «сходство до степени смешения»), то регистрация невозможна.

Отказ удалось оспорить в Палате по патентным спорам – подразделении «Роспатента», которое пересматривает решения патентного ведомства в административном (внесудебном) порядке. Компания обосновала свою позицию тем, что в реестр уже внесены другие ее товарные знаки, конструкция которых составлена по той же схеме «Я» + «слово», например, «ЯАкции», «ЯВклад», «ЯКредит», что нарушает принцип правовой определенности. К тому же противопоставленный товарный знак имеет другое звучание – «Ибэнк» или «Айбэнк», а в брендах «Яндекса» первая буква взята как сокращение названия компании.

Эксперты «Роспатента» согласились с этими доводами, и в конце августа 2022 года знак «ЯБанк» всё-таки получил правовую охрану.

«Wildberries»: монополию на фиолетовый цвет не разрешили

Меньше повезло маркетплейсу «Вайлдберриз» – «Роспатент» отказался регистрировать цветовой товарный знак в виде градиента фиолетового.

Заявка № 2020725070 на цветовой товарный знак «Вайлдберриз»
Заявка № 2020725070 на цветовой товарный знак «Вайлдберриз»

Такие бренды относятся к категории нетрадиционных, но на российском рынке они есть. Среди владельцев цветовых товарных знаков можно назвать такие известные компании, как ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпром», «Мегафон» и «МТС». Эти бренды состоят только из одного цвета или из сочетания цветов и могут использоваться только в определенной сфере деятельности, ведь нельзя всем остальным предпринимателям запретить какой-то цвет.

Получить монополию на цвет не так-то просто. Нужно документально доказать, что он давно используется компанией и ассоциируется у потребителей именно с данным производителем.
Зеленый цвет Pantone 349 – товарный знак «Сбербанка», красный Pantone 485 – зарегистрированный бренд «МТС», знак в виде комбинации зеленого и фиолетового принадлежит компании «Мегафон»
Зеленый цвет Pantone 349 – товарный знак «Сбербанка», красный Pantone 485 – зарегистрированный бренд «МТС», знак в виде комбинации зеленого и фиолетового принадлежит компании «Мегафон»

Цветовой товарный знак – это часть фирменного стиля. Например, зеленый является корпоративным цветом для «Сбербанка». Если другой банк оформит свои офисы в аналогичном стиле, то его могут привлечь к ответственности за имитацию и введение потребителя в заблуждение.

Да, фиолетовый цвет у многих пользователей Интернета ассоциируется с «Вайлдберриз». Такой цвет используется маркетплейсом для фирменного оформления пунктов выдачи заказов и упаковки, он присутствует на других товарных знаках компании, которые уже зарегистрированы.

Товарные знаки «Вайлдберриз», зарегистрированные в 2020 г.
Товарные знаки «Вайлдберриз», зарегистрированные в 2020 г.

Однако «Роспатент» посчитал, что этого недостаточно для приобретения различительной способности фиолетового цвета на рынке онлайн-торговли. Маркетплейс обратился с возражением против отказа в Палату по патентным спорам, но и ППС отказала в выдаче свидетельства на товарный знак.

«KazanExpress»: правовую охрану предоставить нельзя

Другой крупный маркетплейс также потерпел неудачу – «Роспатент» отказал в выдаче государственного свидетельства на товарный знак «KazanExpress».

Сложно в это поверить, но электронная платформа работает с 2017 года, не имея при этом официально зарегистрированного бренда.

Заявка №2021715459, поданная на регистрацию в «Роспатент»
Заявка №2021715459, поданная на регистрацию в «Роспатент»

Причиной для отказа стало то, что это обозначение указывает на место оказание услуг и их свойства (город Казань, экспресс – быстрое обслуживание). А по закону таким знакам правовая охрана не предоставляется в принципе. Товарный знак должен иметь фантазийный характер, иначе это ущемляет интересы остальных участников рынка.

Одна из ошибок на старте бизнеса – не придавать должного значения правовой защите бренда. А ведь это основа конкурентоспособности. Как минимум нужно проверить, не занято ли название для бизнеса другими предпринимателями, и можно ли будет зарегистрировать его в будущем.

Владелец маркетплейса ООО «МАРКЕТПЛЕЙСТЕХНОЛОГИИ» обратился в Палату по патентным спорам с возражением против отказа. Свою позицию он попытался обосновать тем, что у потребителей имя магазина может ассоциироваться не с названием города, а с тюркским словом «казан» (котел для приготовления пищи), а потому знак фантазийный.

Нужно отметить, что иногда заявителям удается переубедить «Роспатент» и склонить на свою сторону экспертов. Так, например, произошло с заявкой на водочный бренд «Путинка» – сначала был отказ, мотивированный тем, что в названии обыгрывается имя главы государства. Это противоречит общественному порядку и наносит ущерб имиджу страны. Но заявителю удалось оспорить решение «Роспатента», связав этимологию слова с рыболовецким термином «путина» (сезон, когда производится интенсивный вылов рыбы).

Товарный знак «Путинка», государственное свидетельство № 485800
Товарный знак «Путинка», государственное свидетельство № 485800

Однако история с «Путинкой» была в далеком 2011 году, а требования российского патентного ведомства с каждым годом всё ужесточаются. Палата по патентным спорам поддержала решение «Роспатента» и отказала в регистрации товарного знака «KazanExpress».

Аптечная сеть «Фармленд»: сходство до степени смешения

В еще худшем положении оказалась крупная аптечная сеть «Фармленд». Компания начала свою деятельность в 1997 году в небольшом городке в республике Башкортостан. Сейчас эта аптечная сеть обслуживает практически весь уральский регион, в котором насчитывается более 1 000 таких аптек, а в Москве их свыше 50.

Лишь в 2020 году компания подала заявку в «Роспатент» на регистрацию своего товарного знака.

Заявка на товарный знак №2020710488
Заявка на товарный знак №2020710488

Но оказалось, что в государственном реестре уже есть 2 таких же бренда:

  • в 35 классе Международного классификатора товаров и услуг (онлайн-торговля и услуги по розничной торговле фармацевтическими препаратами) – знак №802452 «ФАРМЛЕНД», зарегистрированный в 2021 году на имя ООО «Мир Офиса»;
  • в 3 классе МКТУ (гигиенические и косметические средства) – знак № 505233 «ФАРМАЛЭНД PHARMALAND», зарегистрированный в 2014 г. ООО «Интерстрой». На этот знак срок правовой охраны истек 10 августа 2022 года.

Они и заблокировали регистрацию бренда «farmlend.ru». Возражение, поданное в Палату по патентным спорам, также было отклонено в августе 2022 г.

Конкурирующий товарный знак №802452, заявка подана в 2019 г.
Конкурирующий товарный знак №802452, заявка подана в 2019 г.

Формально уральская аптечная сеть теперь нарушает права ООО «Мир Офиса», которое может взыскать компенсацию в двукратном стоимости товара, реализованного с 2019 по 2022 год.

Есть два пути решения этой проблемы:

  • попытаться оспорить регистрацию товарного знака №802452 в Палате по патентным спорам, если компании удастся доказать, что права на коммерческое обозначение «farmlend» возникли раньше по времени;
  • купить права на знак «ФАРМЛЕНД» по договору отчуждения или по лицензии.

В западных странах компании выходят на рынок только после регистрации товарного знака в местном патентном ведомстве, так как нарушение прав третьих лиц грозит многомиллионными штрафами и компенсациями. В России же такая практика еще недостаточно развита, что несет в себе большие риски для бизнеса.

ООО «ОЛТАЙМ» против ПАО «Сбербанк»

В 2020 г. крупнейший банк РФ «Сбербанк» объявил о ребрендинге и представил серию новых товарных знаков. Круглый зеленый логотип с прорезями решено было заменить незамкнутую окружность с галочкой внутри, а однотонный зеленый поменяли на градиент цветов. Впрочем, для этого основного варианта было зарегистрировано и несколько альтернативных товарных знаков.

Старый товарный знак «Сбербанка» (сверху) и новый логотип (внизу слева). Справа – вариации логотипа
Старый товарный знак «Сбербанка» (сверху) и новый логотип (внизу слева). Справа – вариации логотипа

Буквально на следующий день после презентации нового бренда «Сбербанка» сеть магазинов по продаже часов и ювелирных изделий «Alltime» заявила о том, что банк нарушает ее права на товарный знак, зарегистрированный раньше, и что она подает иск в суд с требованием выплатить 1 млрд. рублей.

Товарный знак «Alltime» №710811, зарегистрирован в 2019 г.
Товарный знак «Alltime» №710811, зарегистрирован в 2019 г.
Пиар удался – о магазине заговорили. Однако обвинить «Сбербанк» в нарушении прав на другой знак невозможно, так как логотип банка также законно зарегистрирован в «Роспатенте».

10.03.2021 г. магазин подал возражение в Палату по патентным спорам против предоставления правовой охраны бренду «Сбербанка». А в августе 2022 г. года ППС вынесла окончательное решение по этому делу – оставить товарный знак «Сбербанка» в силе.

Юристы банка подошли к этому делу ответственно и предоставили аргументированные доводы на возражение «Alltime»:

  • Магазин часов не может быть признан заинтересованным лицом в оспаривании регистрации, так как он не производит товары по 14 классу МКТУ (часы и ювелирные изделия) и не маркирует их своим брендом, а продает продукцию других производителей.
  • Логотип «Alltime» в виде часов – это «слабый» элемент товарного знака магазина, так как изображение стрелок является традиционным при продаже хронометрических приборов. Сходство же оценивается по сильным элементам. Даже у неискушенного в маркетинге потребителя оба знака создают разное впечатление.
  • По объемам продаж магазин занимает очень небольшой сегмент рынка – 0,56%, поэтому вероятность введения потребителей в заблуждение сводится к минимуму.
  • Новый бренд «Сбербанка» является продолжением серии товарных знаков, связанных с историей ребрендинга компании и широко известных публике, что подтверждается опросами ВЦИОМ.

Другие статьи, которые могут быть интересными для вас:

Как обжаловать отказ в регистрации товарного знака

Самостоятельная регистрация бренда: пошаговое руководство

Как проверить товарный знак по базам «Роспатента»

Сколько стоит подать заявку на регистрацию товарного знака

Регистрация бренда через патентных поверенных