Сегодня, 6 сентября 2022 года, Юрию Шатунову исполнилось бы 49 лет. Родился в 1973 году. Любимец миллионов ушел из жизни 23 июня этого года. Очень жаль, что поклонники остались без своего кумира, который радовал их своими песнями, начиная 1986 года.
30 декабря 1986 года было первое выступление Юры в актовом зале в школе-интернате №2 города Оренбурга. Это были песни музыкального руководителя Сергея Кузнецова - "Лето", "Старый лес", "Пусть будет ночь", "Вечер холодной зимы", "Тающий снег" Директор школы Валентина Николаевна Тазекенова подготовила и организовала это выступление Юры.
Это очень важно, что в школе нашелся талантливый человек Сергей Кузнецов, который написал песни и подготовил исполнителя, а также был внимательный директор школы, который поддерживал талант мальчика и помогал по жизни. Юрий Шатунов всегда ценил и уважал этих двух людей, которые ему помогли стать тем, кем он стал. Конечно, сам Юрий много работал и всего добивался своим добросовестным трудом, когда понял, что исполнение песен ему приносит доход для жизни.
А теперь хочу порассуждать о перспективах развития и творчества современных детей, наших школьников. Что они имеют для этого в школах? Что могут выбрать для себя? Нововведения в современных школах дают совсем небольшой выбор. А так кроме школы за деньги можно получать необходимые навыки в внешкольных учреждениях дополнительного образования, если живешь в городе. В селах ничего нет.
Музыка, пение, музыкальное развитие многие люди считают лишним и ненужным в школе, но я "ЗА" музыкальное и "песенное" развитие двумя руками. Только в образовательном стандарте должен быть другой подход. В современных программах почему-то решили, что все ученики должны знать всю теорию по музыкальной истории, всех композиторов и их произведения, не только российских, но и зарубежных. Зачем, если школьников это совсем не интересует?
А раньше был урок пения. Все дети на нем пели с удовольствием. Когда я училась, то был в школе баянист, или на гармошке играл. А если не было, то без музыкального сопровождения пели. Потом появились пластинки и школьная фонограмма. Было уже интереснее слушать, разучивать и петь песни с пластинки на проигрывателе.
Потом появились компьютеры, микрофоны, караоке, минусовки песен. Какое удовольствие петь хором всем классом, по рядам, по группам девочек и мальчиков. Дети в начальной школе очень любят петь, приносить на уроки детские музыкальные инструменты и подыгрывать. Но кто-то придумал ФГОС и кучу теории для изучения.
Да и вообще какие новые детские песни мы знаем? Всё стало авторское, всё делается только для денег, в открытом доступе только на ютубе можно найти. Дети поют взрослые песни. Да и петь теперь нет времени, потому что надо теорию изучать.
Многие дети мечтают быть артистами, у многих есть хорошие природные способности, только развивать их некому. Хороших специалистов в школах очень мало, потому что уроков мало, поэтому и зарплата маленькая.
А как трудно теперь пробиться на большую сцену! Знаем случаи талантливых музыкальных детей, но в конкурсах побеждают "по-знакомству". Возможно, если бы дети в школах "напелись" вдоволь, то и смогли точно определиться, хотят они или не хотят связать свою жизнь с музыкой профессионально.
Вот обвиняют школы, что не готовят детей к жизни и предлагают в каждую школу театр, в каждую школу КВН, а может, лучше в каждую школу вокально-инструментальный ансамбль и обучение вокалу. Каждый желающий школьник может получить уроки правильного пения, а потом спеть подготовленную песню. Петь любят большинство людей, но стесняются своих вокальных данных, потому что не научились правильно петь.
А театр в школе? Это же тоже нужна материальная база. Много времени, чтобы спектакль хоть кой-какой подготовить. И это коллективная работа. Зачем оно понадобится в жизни? Один в поле не воин. А подготовить и спеть одну песню много времени не требуется. И не надо целую команду, как в театре. То один заболел, другой уехал, третий не захотел. Вот спектакль и не состоялся в назначенный день.
КВН в школе. Не знаю как Вам, а мне совершенно не нравится клуб веселых и находчивых. Соревнование в творческих конкурсах всегда приводит к разочарованию побежденных, споры, упреки, недоверие жюри, а потом даже разборки между командами. Зачем это? Да и шутки не всегда адекватные, даже оскорбительные и обидные.
В каждую школу - спортивный клуб. Есть такие клубы, хотя раньше были спортивные секции, кружки. Много ли направлений по разным видам спорта есть? Футбол в каждую школу - был призыв, но материальная база нужна, чтобы всё было по-настоящему.
Всё хорошо, но, главное, надо идти от желаний и потребностей самих школьников. Стабильно и без выбора - это основные учебные предметы, а всё остальное вводить с учетом желаний самих детей. Насильно мил не будешь - старая русская поговорка такая правильная и касается в нашей жизни всего...
Воспитание и образование Юры Шатунова
Школьники 70-ых и вокально-инструментальный ансамбль в маленьком селе
С Вами была Валентина