Приветствую Вас на моем канале, друзья! Описывая интересные памятники Самары и Казани, я подумал: а что, в моем родном городе Уфе нет достойных памятников? И вспомнил я из детства рассказ моей бабушки, которая проживала до шестидесятых годов прошлого века недалеко от того места, про которое я хочу Вам поведать. А место это находится там, где сейчас возвышается одна из главных официальных достопримечательностей города – Монумент Дружбы. Почему «официальных»? Потому, что ни одно «официальное» праздничное мероприятие не обходится без возложения цветов «официальными лицами» к подножью монумента.
А место это весьма примечательное и историческое, именно здесь была построена в конце XVI века Уфимская крепость, положившая начало нашему городу. Как издревле повелось, вместе со строительством крепостных укреплений, сразу начинали строить церковь. И такая церковь, и не одна, была построена именно на этом месте – часовня Святой Троицы и церковь Казанской иконы Божией Матери. Правда просуществовала церковь недолго, говорят, сгорела от удара молнии. И там же, в начале XVII века, был построен новый храм, каменный – собор во имя Смоленской Божией Матери или просто Смоленский собор. Почему Смоленский? Потому, что его строили на средства (как утверждают историки) переселенцев из Смоленска, а именно тамошних дворян или по-другому Смоленской шляхты.
Почти два с половиной века этот собор оставался главным православным храмом города. Его достраивали и перестраивали, в XVIII веке он пережил страшный пожар, который практически уничтожил Уфимский Кремль, а собор выстоял, конечно, не без повреждений, но в последствии был восстановлен. После возведения нового кафедрального Воскресенского собора (на его месте сейчас Башкирский драмтеатр) в XIX веке, этот собор стал Троицкой церковью и дожил в таком качестве до советских времен, пока не закрыли. Еще в 20-е годы XX века его пытались снести, проводя рядом дорожные работы, но почему то передумали, то ли горожане так сильно возмутились, хотя по тем временам, это было бы, мягко скажем, необычно и дерзко, то ли планы у строителей просто поменялись. А в 1940 году здание собора-церкви было вообще признано историческим памятником, который должны были сохранять и реставрировать.
Вроде бы все хорошо, но тут эпоха «сталинской деспотии» закончилась и началась другая – «хрущевская оттепель», а вместе с ней и новая волна борьбы с «опиумом для народа» (кто не знает, что это такое – почитайте Ленина или, хотя бы, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова). И к власти на местах пришли «новые люди» (со старыми грехами), готовые бежать впереди паровоза. Первый секретарь Башкирского обкома Семен Игнатьев (с темным прошлым, но это другая история) и оказался таким человеком, задумавшим оказаться в авангарде линии партии и правительства, а тут подвернулся удобный случай – грядущий 400-летний юбилей добровольного вхождения Башкирии в состав России, и он не придумал ничего лучшего, как снести древний храм (исторический памятник, охраняемый государством), а на его месте установить помпезный монумент к юбилею. Естественно, такие люди не делают гнусные вещи своими руками, и это действо было совершено его ставленником, новым «мэром» председателем уфимского горисполкома Ильей Бабуркиным (на него потом и посыпались все «шишки», и даже в официальной прессе его окрестили «уфимским Геростратом»).
И тут началось! А было это в начале лета 1956 года. По рассказам моей бабушки, все подумали, что опять началась война или землетрясение, потому что стены ходили ходуном от взрывов, а взрывали тот самый Смоленский собор (Троицкую церковь), поняв, что другим способом это здание не снести. Три дня продолжались взрывные работы. Видимо, израсходовав всю имеющуюся взрывчатку, окончательной цели так и не добившись, нижнюю часть здания вместе с фундаментом просто закопали. Моя бабушка была, можно сказать, атеисткой, хотя и крещеной еще до революции, но как она возмущалась тем, что уничтожили такой красивый древний храм, рассказывая об этой истории, у меня навсегда засело в памяти.
Монумент, конечно, построили, но только через 9 лет после этой гадкой истории в 1965 году. Возвести монумент, олицетворяющий дружбу башкирского и русского народов, это, конечно, замечательная и благая идея, но не таким же способом, уничтожая гораздо более древний исторический памятник. Что, места другого не нашлось? По поводу художественной ценности самого монумента я рассуждать не хочу, тут, как говорится, «на вкус и цвет», а авторами его являются архитекторы Г.И. Гаврилов и Е.И. Кутарев, и скульпторы Г.П. Левицкая и М.Ф. Байбурин. Но вспомнился еще один момент из детства, когда я, еще маленький, наверное, еще в школу не ходил, приехал с родителями к Монументу Дружбы, и спросил у них с детской непосредственностью: «А почему эти две тети (русская и башкирская женщины в нижней части монумента) отвернулись друг от друга?» На что отец мне только грустно улыбнулся.
Вот такой нерадостный рассказ получился, но это наша история и ее надо знать! Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить еще массу интересного!