Хочу вам показать одну скульптурную группу, от которой у меня как-то особенно тепло на сердце. Понимаю, что это очень сложный был период для страны и для людей, но все же чувствую, что отсюда тянется ниточка. Та, что соединяет поколения моих предков и меня.
Это памятник героям тыла в Нижегородском Кремле, на аллее боевой техники. Он очень со вкусом сделан: на фоне огромного количества искажённых форм и топорных памятников, которые выкладывают в интернете, новые в Кремле очень радуют.
Этот памятник изображает рабочих нижегородских заводов, которые трудились во время Великой Отечественной войны.
Хрестоматийный образ рабочего — это все-таки модой или цветущий мужчина. Но здесь изображены старик, женщина и ребёнок. Образы идеализированные, это очень красивые и сильные люди, такие, какими мы, потомки, их себе представляем с благодарностью и любовью в сердце. Где мужчина в этой семье? На фронте, конечно.
Моему деду было 8 лет, когда началась война. Сейчас моим детям 10 и 11 лет, в их возрасте он работал на «Красном Сормове». Говорит, что делал на станке гильзы для пуль. Он был одним из шести братьев и сестёр. Старшие работали сварщиками — практически вся его семья работала в судостроительных цехах, где делали подводные лодки.
В это время дед начал курить: «Все курили, и в шесть лет курили. Как не куришь — сразу есть хочется.»
Рассказывал, что при заводе было много детей того же возраста: «Приходишь на смену рано-рано, зимой, в мороз. Дают кусочек хлеба - и работать! Кто не пришёл, тот, значит, всё…»
«А как же вам станки доверяли?» — недоумевала я, девочка, которой в 8 лет не всегда давали хлеб самостоятельно ножом отрезать. Мол, пальцы себе отрубишь.
«Ну как… все работали. И нормально,» - махал рукой дед.
Войну его семья относительно благополучно пережила — среди детей потерь не было.
Дед вырос и прожил весьма благополучную жизнь. В их с бабушкой доме всегда было тепло и мирно. Дед даже был немного бонвиваном. Без надрыва, без какого-то особого значения и драмы, он иногда покупал им домой без повода то баночку красной икры, то немного балыка, то кусочек сыра с плесенью. Он научил меня варить и чистить креветки, открывать шампанское в Новый год и вообще спокойно относиться к хорошим вещам.
Всё это я начала укладывать в голове только во взрослом возрасте, когда временами начало казаться, что есть вещи, которые пережить нельзя. Но те тяжелейшие годы — это всего лишь четыре или пять из его длинной жизни. Было время и место подвигу, и голоду, и страху. А потом — восстановлению, тёплым дням, образованию, большой созидательной работе, семье и немножечко мещанству — куда же без него? Дом должен быть в порядке, он помогает оставаться и в жизни, и на земле.
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, делитесь идеями в комментариях, ставьте лайки. Обратная связь очень важна, так я могу делать канал более интересным вас. И обязательно приезжайте в Нижний Новгород! Тут есть, куда пойти и чем заняться!