Спектакль и шоу под открытым небом представил Московский музыкальный театр «Геликон-опера». Гастроли артистов – один из подарков гостям и жителям к фестивалю «Белгород в цвету». Генеральный партнёр события – «Металлоинвест».
«Геликон-опера» славится уникальными постановками и разнообразным репертуаром в России и за рубежом, более 10 лет занимается выступлениями на открытых площадках. У них – свои секреты подготовки. Для грандиозного представления в Белгороде фасад и портик драматического театра имени Щепкина стали сценой, а Соборная площадь – зрительным залом.
Театральный антураж дополняли 3D-декорации на сотнях мультимедийных экранов. Сложная аудиосистема объединяла и усиливала голоса и музыку, чтобы артистов одинаково хорошо слышала вся площадь.
2 сентября белгородские зрители увидели оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин». Действие разворачивалось через все времена года, начиная с осени. Представление не ограничивалось пространством сцены. Веселые крестьяне, роль которых исполнил старооскольский ансамбль песни и танца «Завалинка», разбегались по площади, угощая зрителей спелыми яблоками, а Ленский приехал к сцене в карете, запряженной лошадьми. В одной из самых массовых сцен оперы – бал в Петербурге, где Онегин встречает Татьяну – участвовали студенты Белгородского института искусств и культуры.
И если декорации, костюмы, спецэффекты должны были перенести зрителя в XIX век, то задача актёров не просто напомнить знакомый со школы сюжет, но передать характеры, эмоции и, конечно, чувства героев.
Пётр Соколов, баритон, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера»:
– Онегин - один из самых сложных персонажей для меня лично вообще во всех операх, которые я когда-либо пел. Там буря эмоций. И эмоции непростые. Здесь очень тонкое чувство возникает к каждому персонажу, очень тонкая линия, она идёт сквозь всё, и от этого очень сложно понять и сопереживать этому герою.
Эту оперу Пётр Чайковский написал полтора столетия назад. И столкнулся с критикой: в конце XIX века произведение было нетипично для жанра, в нём мало сюжетных поворотов. Однако композитор стоял на своём: «общая поэтичность, человечность и простота заменяют с лихвой все недостатки».
Илья Ильин, режиссер музыкального театра «Геликон-опера»:
– Текст Пушкина - он не иллюстративный, он очень глубокий, в нём много глубинных смыслов. Это код русской души. И поэтому вкупе с музыкой Чайковского - совершеннейший шедевр, который мы очень рады представить для белгородских зрителей.
Оперу на сцене проживало более 200 артистов, чтобы тысячи зрителей открыли для себя еще одно прочтение известного произведения. Генеральным партнёром события выступил Металлоинвест. Спектакль смотрели генеральный директор компании Назим Эфендиев и губернатор Вячеслав Гладков. Глава региона отметил, что в этом году на фестивале решили к красоте цветов добавить красоту музыки.
«Геликон-опера» сочетает постановки классических произведений с яркими премьерами и смелыми творческими экспериментами.
«Евгений Онегин» Дмитрия Бертмана соткан из множества линий, деталей, намеков, которые, складываясь в общую картину, раскрывают суть произведения. Все герои постановки освобождены от стереотипов, прочно закреплённых на оперной сцене. Каждое представление «Геликона» рождает желание двигаться вперёд, меняться самому и изменять мир вокруг. Это созвучно философии Металлоинвеста, и мы рады встречать коллектив Дмитрия Бертмана здесь, в Белгородской области, где живут наши сотрудники и есть большой запрос на яркие культурные события», – отметил генеральный директор Металлоинвеста Назим Эфендиев.
Организаторы не стали ограничиваться одним концертным днём. Следующим вечером, 3 сентября, на Соборной площади прошёл «Оперный маскарад». Солисты «Геликона» в сопровождении симфонического оркестра Белгородской филармонии представили шедевры мировой оперной классики.
С первых минут, с первых звуков зрители окунулись в атмосферу бала, который по традиции онегинских времен, открыл полонез. После демонстрации нарядов и грациозности, изящных па и торжественных поклонов артисты исполнили арии, песенки и куплеты из знаменитых произведений. В тот субботний вечере Соборная площадь услышала арию Фигаро, куплеты о шампанском, хабанеру Кармен. Зал рукоплескал Петру Соколову за блестящее исполнение арии мистера Икса и улыбался во время выступления Юлии Щербаковой в роли заводной куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана». Завершала концерт «Застольная» песня из «Травиаты» Джузеппе Верди.
Но ни белгородцы, ни артисты не хотели завершать бал. Градус эмоций настолько зашкаливал, что, казалось, зрители сами сейчас запоют. И они правда запели, когда оперные звезды стали на бис исполнять «Очи чёрные», «Калинку», «Гранаду» и «Подмосковные вечера».
Юлия Матвейшина, Юлия Шехворостова
Автор фото Валерий Воронов