Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Настоящая судьба "кавалерист-девицы"

В детстве мне очень нравился фильм «Гусарская баллада». Но в этом фильме очень мало правды, даже судьба главной героини «кавалерист –девицы» была совершенно другой. Ее прототипом послужила Надежда Дурова, вернее ее художественное произведение «Записки кавалерист-девицы». Но не надо забывать, что это все-таки было литературное произведение, хоть и написанное по армейским дневникам.

В России 18 века были очень строгие наказания за бесчестие мундира, самозванство, обман. Если женщину разоблачали ее ждали каторга и работный дом. Но несмотря на это дворянские девушки сбегали в армию. Причины были разными, например, это могли быть жены офицеров под видом денщиков. Основная причина все-таки была романтика и любовь.

В основном сбегали жены с гусарами от своих скучных мужей чиновников. Обычно такие истории заканчивались быстро и плохо. Романтическая любовь быстро проходила, да и походная жизнь для дворянской девушки была в тягость, так что беглянка возвращалась домой, зачастую беременная, опозорив всю свою семью. Правда иногда такие женщины даже опускались на самое дно жизни.

Но не такая судьба ждала Надежду Андреевну Дурову. По фильму она полная любви к отечеству убегает из дому, чтобы драться с французами. Настоящая история гораздо банальнее, и ничем начало не отличалось от других девиц. Сарапульская дворянская девица Дурова в восемнадцать лет выходит замуж за судебного заседателя земского суда Василия Чернова, через год рожает ему сына, а через четыре года к всеобщему изумлению семьи сбегает от мужа и сына с казачьим есаулом под личиной денщика.

Через какое-то время Дурова расставшись с есаулом, не возвращается домой, а вступает в уланский Конно-Польский полк под видом корнета. Она участвует в боях при Гутштадте и Фридланде в 1807 году во время первых войн с Наполеоном. С большим юмором она описывает в дневниках свою службу. То она скачет в стан противника вместо своего отряда, то не с тем эскадроном идет в атаку, пика ей кажется бревном, и при этом ей не разу не удается добраться до неприятеля и кого-нибудь убить. «Юного растяпу» жалели и прикрывали боевые товарищи. От него только требовали, чтобы он не засыпал на лошади и не отставал от эскадрона. Как она сама пишет, что ей ужасно стыдно сознаваться, но саблей она убила только невинного гуся, когда отрубала ему голову.

Ей постоянно везло, снаряд разорвался прямо под брюхом коня, но ни один осколок не задел ее и Алкида. Алкид, любимый конь Дуровой погиб, когда она неудачно перепрыгивала через плетень и ему пропороло брюхо. Дурова рыдала несколько дней на его могиле. Для нее это была самая страшная потеря. Она честно пишет в своих дневниках, что она совершенно никудышный военный. С ней постоянно случаются нелепые и смешные истории. И она откровенно пишет, как тяжела военная служба. Но тем не менее бои ее закалили. Ей приходилось выполнять функции командира. А это надо было разбираться в амуниции, провианте, ругаться с чиновниками, обеспечивать своих солдат провизией и сеном за счет местного населения, которое приходилось в сущности грабить. Да и за солдатами нужен глаз да глаз. Как-то раз ее уланы украли баранов и замаскировали их в стога сена, которые везли на лошадях, а потом среди дорого эти бараны стали падать.

Несмотря на ироничность к себе Надежа Андреевна все-таки была мужественным и бесстрашным воином и выжила на передовой. Как-то раз Дурова спасла раненого офицера, отдав ему своего коня, за что и была награждена георгиевским крестом. Можно ли считать, что это ее воспитание по системе гусара Астахова сделало ее такой?

Ее мать ждала мальчика, а когда родилась девочка, она была так разочарована, что выбросила новорожденную из окна кареты. Девочка просто чудом была спасена. Дурова в своих дневниках постоянно пишет: как унизительно и омерзительно быть женщиной. Вполне возможно, что не только воспитание сделало ее такой. На женщин она смотрит и описывает их как лихой гусар.

Между тем ее отец направил розыск, и бюрократическая машина работала. Беглянку нашли. Сведения о необыкновенной воительнице достигли ушей императора Александра, и он потребовал доставить ему Дурову. Сцена с Кутузовым, которая была в фильме, это как раз в реальности встреча с Александром I.

Царь взял ее за руку и милостиво спросил: «Я слышал, что вы не мужчина, правда ли это?» И когда Дурова ответила утвердительно. Он попросил подробно рассказать о службе. Потом он сказал, что все ее начальники только хвалили ее, указывая на ее беспримерную храбрость. Он хотел наградить ее и возвратить домой, но Дурова бросилась в слезах ему в ноги и просила домой ее не возвращать, иначе она умрет. По-видимому, порыв Дуровой был таким сильным, что Александр разрешил ей носить мундир. Дурову не стали разоблачать, император пожаловал ей фамилию Александров и назначил ее гусарским ротмистром. А потом пришел 1812 год. И так совпало что дерзкий одиночный поступок Дуровой совпал с патриотическим подъёмом. Конечно женщины не кинулись в армию, кроме партизанки Василисы Кожиной, которая вошла в историю больше и назвать некого.

Кстати, Дурова воевала на Бородинском поле. При этом она была ранена в ногу и ходила несколько раз в атаку с эскадроном с распухшей черной ногой. Эта болезненная рана и распри с начальством привели к тому, что она попросилась ординарцем к Кутузову. Это был дерзкий поступок. Но за спиной Дуровой стояли такие влиятельные люди как император и сам Аракчеев. Аракчеев почему-то особо благоволил к Дуровой.

Отец Надежды Андреевны постоянно требовал вернуть дочь домой. В 1816 году она ушла в отставку в чине штаб-ротмистра и приехала в родной Сарапул. Жить в такой глуши Дуровой было невмоготу, и она перебирается в Елабугу. В Елабуге у нее открылся писательский дар, взяв за основу свои армейские дневники, она пишет «Записки», которые публикует Пушкин в «Современнике». Ее записки имели огромный успех, и до сих пор легко читаются. Воодушевленная первым успехом она пишет и другие романы, но они были уже не так удачны.

Когда она написала свои «Записки» ей не было и сорока лет. Годы в отставке стали для нее бессмысленной мышиной беготней. Дурова до конца жизни ходила только в мужской одежде, не отзывалась на женское имя, но горожане запомнили не это, а необыкновенную теплоту и доброту к нищим, падшим людям, бездомным собакам и кошкам и вообще ко всем живым существам.