Воспитатели сетуют: "Про развитие сенсорики маленьких детей вы рассказываете часто. А как развивать у воспитанников мелкую моторику?". С удовольствием отвечаем.
Мы с вами пользуемся мелкой моторикой постоянно. Движения кистей рук, пальцев, их согласованные действия сопровождают всё, чем мы заняты в обыденной жизни, на работе и в быту. Успешность действий, которые обеспечивает мелкая моторика взрослого человека, во многом зависит от её сформированности в первые годы жизни ребёнка.
Учёные доказали, что одновременно с овладением движениями руки у малыша развиваются мышление и речь. Хотите вырастить интеллектуала и оратора? Развивайте мелкую моторику ребёнка в раннем детстве.
В первые месяцы жизни начните с поглаживаний и массажа пальцев и кистей рук. Движения – от кончиков пальцев к основанию.
Когда ребёнок немного подрастёт, используйте для массажа рук помощников – резиновые мячики-ёжики.
Не забывайте про народную мудрость воспитания. Фольклор – наше всё! Игра «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила …» и похожие на неё наполнены движениями мелкой моторики. Такие пальчиковые игры развивают мелкую моторику, привлекают малыша, создают доброжелательные взаимодействия между взрослым и ребёнком, формируют первые нравственные представления: кто не работает, то не ест.
После года для развития мелкой моторики с малышом можно играть в пирамидки и матрёшки, вкладыши, строитель (кубики, кирпичики, дощечки, арки и прочие объёмные геометрические формы из наборов), конструктор с несложными крупными крепежами, мозаику.
На развитие мелкой моторики в раннем детстве хорошо «работают»: нанизывание крупных бусин или пуговиц на шнурок с твёрдым наконечником; контейнеры-ванночки, наполненные самой разной крупой, в которые можно запускать руки и пересыпать содержимое ладонями или совком для песка; перебирание фасоли и гороха, камушков разных цветов, желудей и каштанов, чёрных и белых семечек и прочего природного материала. Но будьте бдительны! Следите за тем, чтобы никто не засовывал эти предметы в рот, нос или уши.
С полутора-двухлетним ребёнком можно заниматься лепкой сначала из глины и солёного теста, а потом – из пластилина. Это – отличная тренировка мелкой моторики рук и увлекательное занятие для малыша. Кроме лепки хорошо использовать рисование пальчиковыми красками, гуашью с большой мягкой кистью, толстыми фломастерами, а позднее – карандашами. Запаситесь терпением и заранее продумайте обстановку для таких занятий, чтобы увлёкшийся ребёнок не испачкал себя, стол и стулья, стены и пол. Изобразительная деятельность должна приносить малышу радость.
Неудовольствие взрослого по поводу испачканной одежды или мебели может стать причиной отказа ребёнка заниматься этим полезным для развития мелкой моторики рук творчеством в будущем.
Топ-5 игр для развития мелкой моторики из подручных средств
1. «Застегиваем пуговицы»
Для этой игры понадобятся небольшие полоски ткани шириной 5-7 см (фетр, разноцветные ленты и т.д.). С одной стороны пришиваем пуговицу, с другой вырезаем петельку. И ребёнок с удовольствием застегивает и расстегивает её.
Этот тренажер можно использовать не только для малышей, но и для старших дошкольников. Запомните одно правило − чем старше ребёнок, тем меньше должна быть пуговица.
2. «Сортировка»
Для этой игры ёмкостью могут служить разноцветные формочки от пирамидки, ведерки, баночки, стаканчики. А сортировать можно маленькие помпоны, крупные бусинки, разноцветные шарики из пластилина. Предложите ребёнку разложить эти шарики в контейнеры соответствующего цвета.
Для того, чтобы усложнить игру, можно использовать пинцет.
3. «Подбери палочку»
Для этой игры нам понадобятся разноцветные коктейльные трубочки и ватные палочки. Для начала покрасим вату на палочках в определенный цвет обычным маркером или фломастером, а затем предложим ребенку вставить палочку соответствующего цвета в каждую трубочку.
4. «Накорми поросенка»
Поросенка несложно сделать из пластиковой бутылки и цветной бумаги, а кормить поросенка можно теми же шариками для сортировки или крупой (горох, фасоль, греча, рис, чечевица).
Ребёнку необходимо будет открутить пробку и покормить поросенка, положив «еду» в горлышко.
Для того, чтобы усложнить игру, можно также использовать пинцет.
Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и предложить целое меню для кормления поросенка. Скажите ему, что сегодня поросенок хочет съесть 5 гороха, 3 чечевицы и 1 фасоль.
5. «Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков»
Закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено.
Также можно использовать обычные нитки для вязания − привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку − фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно.
Запомните одно правило − чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.