Найти тему

Ключевая проблема культурной реальности

Основы культурной реальности

Ключевая проблема культурной реальности, на наш взгляд, это проблема отношений между людьми. Дело в том, как мы полагаем, те или иные взаимоотношения отражены в культуре общества. Какие человеческие отношения могут считаться правильными? Заданный вопрос совсем не прост, здесь необходимо понимание смысла и цели жизни. При этом если принять во внимание наличие цели жизни, то следует также признать и существование особых законов жизни. О законах жизни мы знаем немного, но они также реальны, как и законы природы, на самом деле.

Мы планируем изучать законы жизни на многочисленных примерах из жизни людей, взятых в различных литературных источниках. Человек – разумное существо, но почему-то во взаимоотношениях друг с другом часто человек ведёт себя, как лишённый разума. Почему так происходит? Что нужно сделать, чтобы сложились адекватные отношения между людьми? В поиске ответов на подобные вопросы мы достаточно времени постараемся уделять проблеме служения. Да, служение – нечто такое, что согласовывается, как со смыслом жизни, так и с целью жизни. Ещё обществознание из школьного курса подчёркивает важность служения во взаимоотношениях между людьми, и, в целом, в отношениях со всей жизнью. И кое-какие ключи в правильном направлении преподносит великая литература. Известный русский писатель М.М. Пришвин отмечал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, и всё хорошее – от человека». Хорошее от человека должно идти. Не зря человек несёт ответственность перед жизнью. Помните слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, он произнёс следующее: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность». Это во многом так, но для человека, когда от него ждут всё хорошее, предписано ответственное служение. Такое служение, которое было охарактеризовано словами Л.Н. Толстого, русского писателя и мыслителя: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше…». Во всех показанных нами посылах кроется значение культуры. Поэтому формирование культурной реальности – задача современного человека, стремящегося соблюдать законы жизни.

-2

Таким образом, раз за разом мы будем погружаться в мир реальных историй человеческих взаимоотношений. Огромный пласт материалов в данном направлении дают нам примеры тех человеческих отношений, которые были показаны в советское время, когда существовал советский образ жизни. Нас он привлекает, в первую очередь тем, что мы были свидетелями существования каких-то тонких связующих нитей между человеком и человеком, которые делали общество на порядок ближе к той идеальной культурной реальности, где каждый бы служил во благо другого. Нет, мы совсем не идеализируем прошлое, там имелись свои грубые ошибки, но было то, что впору отнести к правильному порядку, с точки зрения действия законов жизни. Думаем, это был передовой опыт культурной реальности для всего человечества.

Необходимо понять, в чём заключалась мощная энергия людей, которая пробивала тогда все гнетущие сегодня современный мир, изъяны отношений. Уже сейчас есть смысл готовиться к будущему иному мироустройству, где законы жизни встанут на своё первостепенное место. Как готовиться? Ну, давайте, хотя бы для начала проанализируем ушедшую эпоху воистину красивых отношений. Затем будем изучать законы жизни, чтобы постепенно внедрить их в практику. Как это сделать? А для чего человеку даётся разум?

Замечательно, мы рады, что все согласились работать во благо всего человечества. Где найдём примеры качественных отношений? Источником вдохновения может служить строительство Байкало-Амурской магистрали. Это не только грандиозный экономический и социально значимый проект, но и судьбы людей, их яркие и неприкрытые чистые взаимоотношения. Теперь появляется потребность в строительстве новой культурной реальности. Наше дело (подобрали сами его для себя) найти то ценное, что окажется востребованным в не совсем далёком будущем.

Сейчас цитируем: «Нию-Грузинскую построили значительно раньше планировавшегося срока, но коллектив республиканского отряда не захотел уезжать с БАМа».[1] Казалось бы, сдали объект раньше плана, но не захотели возвращаться домой. Почему? Денег больше решили заработать? Коллектив запросил новый объём работы. И «посланцы Грузии, закончив работу на пусковом комплексе Лена – Кунерма, перебазировались на Читинский участок, где ими будут построены новая станция и посёлок Икабья».[2] С позиции современности вопрос в деньгах. Больше сделаешь, больше получишь. А если иначе взглянуть? Коллектив строителей стремился помочь завершить всю стройку века. Это расценивалось как патриотическая инициатива. Выходит, истоки подобных решений стоит искать в природе коллективизма. Когда индивид считает себя частью коллектива, то это и есть коллективизм. Индивид рассматривает себя как часть целого, не отрывается от сложившегося единства. Цель коллектива – это его цель. Вот она, ключевая суть. Мы – единое человечество. Счастье для всех – девиз коллективной реальности.

-3

Когда индивид сливается с коллективом, разделяет цель коллектива, тогда растёт и ответственность индивида перед коллективом. Именно так, коллектив грузинских строителей принял ответственное решение продолжить работу. По крайней мере, нам бы хотелось видеть как раз это. Следовательно, каждый из строителей являлся не просто индивидом, а человеком, который чувствовал свою ответственность. Здесь возымели своё значение слова великого французского писателя.

[1] БАМ - стройка века: Вып. 8/ Сост. В. Шугаев. - М.: Современник, 1984. С. 10

[2] БАМ - стройка века: Вып. 8/ Сост. В. Шугаев. - М.: Современник, 1984. С. 10