Найти в Дзене

История эксперимента построения идеального социалистического города

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Южный Урал — металлургическое сердце России, лидер по производству черных и цветных металлов, производящий высококачественные марки стали. В Магнитогорске находится крупнейший в России металлургический комбинат. Он занимает чуть больше площади Парижа, а протяженность всех железнодорожных путей на территории предприятия превышает расстояние от Москвы до Петербурга — около 800 километров. Вместе с Медаразведкой Туту.ру я соверишила путешествие в Челябинскую область, чтобы узнать был построен идеальный социалистический город Магнитогорск

ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ
ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ

Если сложить всю товарную продукцию, произведенную ММК за все годы работы, и погрузить ее в вагоны, то этот железнодорожный состав способен 4 раза обогнуть Землю по экватору.

 ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ
ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ

История комбината тесно связана с историей города. В 1929 году одновременно со строительством комбината начали воздвигать город. Это был фантастический эксперимент в реальном времени.

ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ
ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ

Магнитогорск — один из первых городов, который строили по генеральному плану. Долгое время первостроители проживали в бараках и палаточных городках.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Несмотря на суровые условия жизни, первые магнитогорцы ежедневно совершали трудовые подвиги. Поэтому образ палатки до сих пор очень важен для города, ему даже был возведен памятник «Палатка первостроителей Магнитки».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Первым был проект «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. Они хотели построить «Город-дорогу». Магнитогорск представлялся авторам в виде узкой полосы, тянущейся на десятки километров от Металлургического завода. Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Протяженность «Города-дороги» была ограничена 25 километрами. Будущий город планировался из трёх параллельных полос. В центре располагаются общественные здания, а по крайним полосам — жилые дома. «Город-дорога» остался на уровне проекта на бумаге и не был реализован. Частичка этой идеи все же была воплощена: в городе три центральных магистрали, которые пронизывают Магнитогорск по всей ширине, поэтому очень легко попасть с одной окраины на другую и в центр.

ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ
ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ

Магнитогорск — один из двенадцати уникальных населённых пунктов в мире, расположенный в двух частях света. Река Урал протекает через Магнитогорск и делит его на две части, именуемые как «Левый берег» и «Правый берег». Граница между Европой и Азией проходит по реке, соответственно левый берег находится в Азии, а правый — в Европе. Вот и судьба города как архитектурного эксперимента складывалась из идей русских и европейских архитекторов. Интересный факт, что большинство магнитогорцев живут в Европе, а работают в Азии, поэтому ежедневно совершают путешествие из одной части света в другую. А мосты в Магнитогорске называют «переходами».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Концепция социалистического города требовала градостроительных знаний и высокого уровня профессионализма. Но у социалистической России не хватало ни знаний, ни опыта в проектировании таких городов. Для строительства завода и города было решено привлечь западных специалистов. Для завода были закуплены технологии и оборудование из США и Германии и приглашены специалисты из американской компании «Arthur McKee & Co». И в 1930 году с группой из 20 прогрессивных европейских архитекторов в Россию прибывает знаменитый градостроитель Эренст Май, представитель архитектурной школы «Баухаус».

ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФОТО ИЗ СВОБОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Архитекторы предложили революционный метод: проектирование города из типовых модулей, которые можно было бы мультиплицировать бесконечное число раз, в зависимости от роста города. Город как часть комбината конструировался по шаблону из стандартизированных деталей и являл сбой типовой продукт. Эта идея конвейерной системы была рождена еще на автомобильных заводах Генри Форда и перенесена в Россию. «Дом — это машина для жилья», — утверждал архитектор-функционалист Ле Корбузье. Эрнест Май и его коллеги предложили проектировать не только дома, но и социалистические города как машины, которые создадут новую технологию жизни и помогут сформировать новое общество и нового человека! Все трудоспособные жители должны были работать или на производстве, или в сфере обслуживания. Жизнь традиционной семьи менялась на коллективную жизнь в домах-коммунах без кухонь. Только общие цели и ценности, коллективное «мы» выше индивидуального «я». Предполагалось, что население города при промышленном предприятии будет единым трудовым коллективом, живущим только интересами комбината.

ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ КВАРТАЛА № 1, РАЗРАБОТАННЫЙ ЭРНЕСТОМ МАЕМ
ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ КВАРТАЛА № 1, РАЗРАБОТАННЫЙ ЭРНЕСТОМ МАЕМ

Но любой город — это не машина, а живой организм, который порой развивается совершенно непредсказуемо. Игнорирование стихийных начал городской среды заведомо утопично. Из всего проекта лишь часть задуманного воплотилось в жизнь. К середине 1930-х годов концепция «социалистического города» кардинально меняется. Это уже не город-общежитие, а пространство величественной монументальности. Идея машины уступила место идее красоты. На смену типовой застройке пришел «сталинский ампир».

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Теперь город строили как советский город-идеал, город-сад с широкими проспектами, цветущими садами,площадями и бульварами, изобилием пятиэтажных домов, построенных по строгому плану. Над обликом города трудились архитекторы из Ленинграда и Москвы. Свои идеи закладывали в камень такие архитекторы, как Леонид Бумажный, разработавший типовые для всей страны квартиры, Дмитрий Бурдин, проектировавший Останкинскую телебашню, Леонид Баталов, занимавшийся разработкой панорамы Бородинской битвы, и Евгений Левинсон, известный как соавтор одной из красивейших станций метро «Автово» в Северной столице.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Им открылся огромный простор для творчества. На правом берегу Урала в то время были овраги и ковыльная степь: для любого архитектора это отличная возможность развернуться. Но архитекторы шли по протоптанным дорогам. В Магнитогорске они повторили знаменитые «ленинградские» три луча: три широких улицы, которые выходят из одной точки в разные стороны. В Питере это Невский, Вознесенский проспекты и Гороховая улица, тогда как «трезубец» Магнитогорска — это Октябрьская улица, улица Строителей и проспект Металлургов. А неподалеку находится и улица Ленинградская.

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Следующим шагом было строительство высоток, но пришли «хрущевские времена» с так называемыми «хрущевками», когда важно было построить максимум жилых площадей, при минимуме затрат на строительство. В 90-е и последующие строили мосты, дороги и трамвайные пути. Большой вклад в архитектурное развитие города внес ММК. Благодоря нему были построены цирк, диагностический центр, драматический и оперный театры и телецентр. Именно в 90-х, благодаря комбинату магнитогорский аэропорт прошел масштабную реконструкцию и получил статус международного.

Фото: Дмитрий Кустарниченко
Фото: Дмитрий Кустарниченко

Магнитогорск — удивительный, живой город, который продолжает меняться и развиваться. Его можно назвать энциклопедией стилей советской архитектуры. Надеюсь, наши архитекторы будут приезжать, изучать город и учиться опыту архитекторов прошлого. Кстати, двери ММК тоже открыты для экскурсии. Этот металлургический гигант своей мощностью и размерами производит неизгладимое впечатление.

ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ
ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ

Магнитогорск — удивительный, живой город, который продолжает меняться и развиваться. Его можно назвать энциклопедией стилей советской архитектуры. Надеюсь, наши архитекторы будут приезжать, изучать город и учиться опыту архитекторов прошлого. Кстати, двери ММК тоже открыты для экскурсии. Этот металлургический гигант своей мощностью и размерами производит неизгладимое впечатление.

ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ
ФОТО: СЕРГЕЙ КРЫЛОВ

Мне кажется, город, который неравнодушен к архитектурным эксперемиментам и не боится смотреть в будущее, совсем скоро совершит очередной свой архитектурный рывок. И архитекторы, обладающие широтой взглядов и неординарным мышлением, возможно предложат ему новую концепцию. И он стряхнет «заводскую пыль» прошлого и предстанет перед нами в облике «Города будущего».

Прочитать материал о трех самых мощных точках Челябинской области — древнем Аркаиме, городе "эксперименте" Магнитогорске и истории Порожской ГЭС можно здесь