Как хочется, чтобы мысли, планы и новые знания всегда были в порядке, а нужную информацию можно было найти максимально быстро. Предлагаем вам несколько идей, как вести конспекты наиболее эффективно для понимания и запоминания. Читаем и вперед: закупаться красивыми тетрадями, текстовыделителями и стикерами.
Делим страничку
Одни из самых простых в реализации методов конспектирования — матричные. Но они требуют предварительной подготовки: тетрадный или электронный лист нужно разделить на части для дальнейших записей. Матричные способы помогают визуализировать информацию и максимально эффективно использовать пространство.
Метод Билла Гейтса
Расчерчиваем лист на четыре части и заполняем по следующей схеме:
- Основные тезисы: записываем информацию максимально коротко и емко. Стараемся вычленить главное.
- Заметки и подробности: раскрываем тезисы своими мыслями или дополнительными деталями.
- Примеры: уточняем тезисы.
- Вопросы: фиксируем все возникающие по ходу лекции вопросы, чтобы потом найти ответы в дополнительной литературе или спросить у лектора.
Этот метод пригодится не только для лекций или семинаров без четкой структуры, но и для совещаний и переговоров без выраженной повестки.
Метод Корнелла
Так же делим лист на четыре части, но не на равные. Сверху отчерчиваем строку для темы, внизу оставляем место для заметок и вопросов, а оставшееся пространство делим на две неравные части. В левой, узкой, пишем тезисы, а справа раскрываем их.
Метод прекрасно подходит для продолжительных лекций и работы с большим объемом информации.
Боксы
Если в лекции присутствует ряд фактов, которые расписываются по одной и той же схеме, то советуем использовать метод боксов. Он помогает не только систематизировать информацию, но и визуализировать ее.
Все просто: на листе рисуем прямоугольники и квадраты, а в них кратко записываем необходимую информацию.
Такой метод облегчает запоминание иностранных слов, дат, имен и других больших массивов однотипной информации.
Индексируй с умом
Хороший конспект зачастую понятен только своему создателю. Но как самому не запутаться в записях? Есть несколько методов, которые помогут не только зафиксировать информацию, но и не потеряться в ней.
Собственные сокращения
Чтобы не тратить время занятия на запись часто повторяющихся терминов и словосочетаний, можно воспользоваться общепринятыми сокращениями или придумать свои. Единственное правило: создавайте такие сокращения, которые будут вам понятны даже спустя долгое время и не будут пересекаться с уже употребляемыми (пример: «кол-ва» для «количества» и «коллектива»).
Метод индексов
Для этого метода пригодятся цветные ручки или текстовыделители. Чтобы упростить поиск информации в конспекте, разным цветом выделяем основные мысли, комментарии, примеры и т. д. Если не хочется цветастости, то можно у каждого предложения ставить особый символ, например, звездочка, восклицательный или вопросительный знаки.
Метод Марии Поповой
Простой метод конспектирования книг, видеолекций или подкастов. Выписываем только основной тезис, а в скобках дописываем на какой странице или минуте можно узнать подробности.
Поток сознания
Информация запоминается, если «пропустить ее через себя», а не просто записать слово в слово за лектором. Вот два варианта подобного конспектирования.
Метод потока
По ходу лекции нужно записывать только основные тезисы и дополнять их личными размышлениями. Создатели метода советуют параллельно включать диктофон, чтобы при необходимости переслушать и вписать недостающую информацию.
Вопрос-ответ
Во время лекции нужно записывать только вопрос к каждой смысловой части. После нужно будет ответить на вопросы самостоятельно или с помощью дополнительной литературы.Такой метод можно совместить с одним из матричных для лучшей систематизации.
Все методы имеют свои плюсы и минусы, часто миксуются друг с другом. Только личный опыт и индивидуальные предпочтения помогут вам сделать свой конспект самым кратким, красивым и информативным.
Автор: Ольга Антипова