Найти в Дзене

Как Ленин лишил Горный независимости

В 1920 году Уральский горный институт перестал существовать как самостоятельный вуз, влившись в состав Уральского государственного университета. Сейчас то, что Горный в то время влился в состав университета и потерял самостоятельность – уже исторический факт, однако в период слияния вузов этот вопрос был чрезвычайно спорным. Уральский горный институт до последнего стремился остаться самостоятельным, но ему это не удалось. К началу 1920 года в Екатеринбурге параллельно существовали две концепции развития высшего образования.

Первое здание Уральского Государственного университета, сейчас здание занимает Горный университет
Первое здание Уральского Государственного университета, сейчас здание занимает Горный университет

Первая концепция: образование нового университета, лидером которой стал приехавший из Петрограда А. П. Пинкевич, позже ставший первым ректором университета и директором педагогического института, входящего в его состав.

Сторонниками второй концепции – независимого горного института – были профессора Горного, из которых самым ярким сторонником самостоятельности оставался Константин Константинович.

Поначалу казалось, что эти концепции могут существовать независимо друг от друга, однако из-за недостатка финансирования и помещений, пригодных для вузов в Екатеринбурге, они неизбежно должны были «столкнуться лбами». На начальном этапе Горный просто вел свою собственную политику выживания.

Даже то, что в конце 1919 года в Москве при поддержке выходца из Екатеринбурга Сыромолотова Матвееву и Келлю удалось «выбить» для института два здания на берегу городского пруда положение института все равно оставалось плачевным, и тогда – в феврале 1920 года – горняки обратились за помощью к Троцкому.

Лев Давидович Троцкий
Лев Давидович Троцкий

Способ обратиться к нему напрямую был, так как в феврале он сам приехал в Екатеринбург. После обращения к Троцкому было принято решение о передаче горному институту двух зданий. А кроме Троцкого в число сторонников Горного удалось привлечь другого высокого партийного деятеля – Г. Л. Пятакова, который внес предложение

«укрепить горный институт, а организацию университета запретить».
Георгий Леонидович Пятаков
Георгий Леонидович Пятаков

Как видим, сторонникам Горного удалось привлечь на свою сторону очень видных деятелей государства. Однако у Пинкевича союзники оказались еще выше: это были самый известный из пролетарских писателей Максим Горький и сам Владимир Ильич Ленин, причем именно Ленин предложил в составе университета иметь техническое направление:

«Почему в Вашем проекте, – заявил он в беседе с Горьким, – не говорится о технической силе и горной жизни Урала?»

С такими союзниками сторонникам независимого Горного института просто «выкрутили руки».

Владимир Ильич Ленин
Владимир Ильич Ленин

В итоге Горный был разделен на два института: Горный (с геолого-разведочным, рудничным и металлургическим факультетами) и Политехнический – с механическим, химическим и инженерно-лесным факультетами. Тут нужно отдать должное мужеству Матвеева, который даже в такой ситуации не сложил руки, а продолжал бороться. Когда стало ясно, что Горный неизбежно войдет в состав университета, он предложил сам университет рассматривать как союз институтов, каждый из которых имеет собственное руководство. Тогда Екатеринбургскому Губисполкому в августе 1920 года пришлось просто распустить Совет Горного института, а ректором был избран А. Е. Маковецкий, абсолютно лояльный к проекту вхождения Горного в состав университета.

Александр Евменьевич Маковецкий
Александр Евменьевич Маковецкий

Любопытно, что Матвеев, воспитанный Веймарном в духе свободолюбия, не сдался окончательно и после закрытия Совета, и даже после того, как Ленин в октябре подписал декрет об учреждении Уральского государственного университета. Уже в ноябре и декабре 1920 года он вновь ездил в Москву, пытаясь добиться хотя бы какой-то самостоятельности для Горного. И в итоге попал в опалу: в начале 1921 года он был выведен из состава Оргкомитета университета. В числе преподавателей университета он, правда, остался, но, несмотря на выдающиеся научные заслуги, должность заведующего кафедрой ему удалось получить лишь в 1925 году – когда университет уже был расформирован.

Информация взята из открытых источников.