Найти тему
Андрей Сталк

Пограничный пёс Алый

"Пограничный пёс Алый", СССР, 1979
"Пограничный пёс Алый", СССР, 1979

На границе с Турцией или с Пакистаном

Хороший пример, когда неказистое производственное советское кино оказывается на порядок лучше современного отечественного, где все всё знают и умеют. Умеют получать хорошие деньги за своё творчество. Почему же, обидятся выставившие высокие баллы картине на разных ресурсах зрители, «Пограничный пёс Алый» - это заурядный фильм? Ну, а какой еще? Картину снимали на киностудии имени Горького, вторая лига, предназначенная для детско-юношеской аудитории и малость альтернативных фильмов, чем-то не принципиальным не подошедших флагманам. Тематика – сугубо профориентационная. Как хорошо быть нашим пограничником, в целом, и кинологом, в частности. И главный показатель второстепенности – каст. Пока мало-мальски популярные актеры правдами-неправдами рвались играть в «Д’Артаньяне” да в “Место встречи”, здесь набирали по объявлению.

Более-менее известных фамилий две. Виктор Косых, переживший свою подростковую славу, нудно отрабатывал роль хорошего капитана. А что показывать у хорошего – не пьет, не курит, медведей ловит. Владимир Герасимов известен куда менее (помню его по “Аты-баты” и “Последнее лето детства”), он все больше зарабатывал озвучками и дубляжом. А главную роль дали дебютанту Владимиру Дубровскому, этому Прохору Шаляпину того времени, с очаровательной улыбкой и звучной фамилией, но ничего более. Если уж весь ансамбль скопом в одну калитку переиграл экстерьером абсолютный чемпион Всесоюзного соревнования служебных собак — пёс Брут, то что ещё надо добавить к оценке картины.

А, чтобы окончательно закрыть спор, приведу слова режиссера Юлия Файта. “Я никогда не буду экранизировать хорошие книги, “Мастер и Маргариту”, “Войну и мир”. Нельзя навязывать своё видение персонажей, эпизодов. Оно ведь может не совпадать с личным миром каждого”. Вот так. “Ералаш” можно снимать, разные фильмы про собачек – пожалуйста, никого не смущает, кто как там по рассказу Юрия Коваля песика Алого представляет. Это же ремесло, а вот снять хорошее кино – это не уровень Юлия Файта. По его признанию.

А стоит оторваться от магии улыбки овчарки, то возникает много нестыковочек. Вот вспомните процесс дрессуры в “Ко мне, Мухтар!” – опытные инструкторы, теория, практика, по кинологическим наукам. А здесь? На, зеленый солдатик, щеночка. За пару месяцев сделай из него свирепого защитника, а то выгоним куда-нибудь в стройбат. Только лаской, конечно, у нас положительные герои. Но, чтобы медведя и бандита в куски рвал. Это, простите, как делалось, хоть намекните.

Ладно, а что там с нарушителями границы. Обычно нарушают местные жители, имеющие то тут, то там родню, потом следуют контрабандисты. Дальше, скорее всего, учитывая регион (где-то в районе Душанбе) возможны траблы с опиатами. Все эти люди вряд ли будут носить оружие, лучше при задержании получить месяц КПЗ, чем автоматную очередь в туловище. Значит, это какие-то лютые шпионы, хотящие узнать секреты элитного хлопка или передовые десантные высадки моджахедов, готовящиеся к вот-вот начинающейся афганской войне. И, так как наших пограничников особо ничему не учили, то с белозубым и алоязыким расправились без труда. Но фильм детский, поэтому без смертоубийств. Кстати, про будущую войну, тоже ни полунамека, на заставе солдатики ведут курортную жизнь. Вприсядку пляшут, “Светит месяц” на гитаре лабают и непонятные психотропные ампулы друг другу по ночам передают по землячьим связям.

Но, несмотря на все выше сказанное, “Пограничный пес Алый” выполняет поставленную задачу – и вместе с младшим братом Кошкиным будущие новобранцы получают щадящую дозу вакцины о необходимости отдавать долг Министерству Обороны. Пройдут десятилетия, и высокобюджетные импотентные телодвижения какого-нибудь Федора Бондарчука таких задач не будут ставить в принципе.

#Виктор Косых #Юлий Файт #Кинолог #киностудия имени Горького #армия