Найти тему
Пограничный контроль

Ощупью через темный лес

Не всем из нас везет родиться и вырасти в любящей и заботливой семье. Многим первые два десятка лет своей жизни приходится тратить на осознание того, что в их рождении не было никакой особой цели и смысла, а многие все эти годы просто борются за свое физическое выживание. Некоторых, как в сериале «Академия Амбрелла», воспитывают для исполнения великой миссии, которая все никак не наступает, а из некоторых и вовсе делают киборгов-воинов, не умеющих ни думать, ни сочувствовать.

Трудно приходится очень многим детям. Но ведь киборгами из них становятся не все. И не все после страшного нищего детства превращаются в жадных хапуг, набивающих карманы любой ценой. И не все привыкают силой и агрессией добиваться всего, что пожелают, в строгом соответствии с примером своих бодрых родителей. Плохое детство бывает у многих, но чудовищем из-за него становится не каждый. Есть те, кто преодолевают все испытания и не встают на темную сторону, остаются людьми.

Как они это делают? Буквально пробираясь ощупью через темный лес, где и днем – выколи глаз. В этом лесу густой подлесок и много опасных чудовищ, колючие ветки, ядовитые грибы. Вода в редких озерках обычно затхлая и мутная, а воздух в этом лесу пахнет гарью и гнилью. Вот идет такой Мио, если повезет, со своим другом Юм-Юмом, и пытается найти дорогу к свету. Он не хочет приспосабливаться к жизни в этом лесу, принимать его законы, питаться ядовитыми грибами и пить протухшую воду. Он мечтает выйти на залитую солнцем полянку, усыпанную яркими красивыми цветами, с кристально чистым озерком посередине и множеством вкусных спелых орехов на кустах.

catherineasquithgallery.com
catherineasquithgallery.com

Что для этого нужно? Правильно – знать, что такая полянка в принципе существует. Увидеть ее в кино, прочитать о ней в книге. Узнать из рассказа учительницы или из разговоров взрослых за праздничным столом. Это, в общем, и есть самое главное условие – чтобы выйти из этого темного леса, надо знать, что есть куда выйти. У многих детей так и не получается это никогда узнать – они так и остаются навсегда в этом темном лесу, и проводят в нем всю оставшуюся жизнь, населяя этот лес уже, в свою очередь, собственными детьми.

Но вот ребенок узнает о существовании такой полянки – мире без повседневной агрессии, без тумаков за двойки, без травли в школе, без унижений и нищеты. И начинает пробираться наружу, идя, как на ориентир, на крохотные проблески света в этом лесу, на отражение слабых солнечных лучей в мутной воде. Иногда за этот свет он принимает глаза чудовищ, иногда ошибается и идет, влекомый смутной надеждой, совсем в другую сторону. Долго и трудно приходится блуждать, падая, проваливаясь в болото, набивая шишки, залечивая раны и укусы диких зверей.

Самое главное на этом пути – всегда выходить к свету, чтобы не случилось. Потому что свет бывает даже в самом темном лесу. Вот этого слабого огонька и надо держаться. Как в рассказе Борхеса «Приближение к Альмутасиму», где главный герой видел свет даже в самых пропащих людях и через них выходил на все более просветленных и хороших людей – это их свет мерцал слабым отблеском в темных душах. Так вот и этот ребенок, растущий в зле, движется к добру – наощупь, по наитию, путаясь и ошибаясь, но все-таки движется. И в конце концов тьма расступается, лес кончается, и он выходит на свет – на ту самую солнечную полянку.

Когда мы рассуждаем о том, зачем нужно добро, надо помнить и о таком – об этом ребенке, который блуждает во мраке. Привести его на солнечную полянку может что угодно, любой отблеск света в этом темном лесу. И любое доброе дело, даже самое небольшое, может стать таким отблеском, который выведет его на правильную дорогу.