Дратути! За 21 год работы с лошадьми я очень часто слышала одни и те же вопросы, и вот сейчас решила ответить на один из них. Если будет возможность и время, то буду и в дальнейшем разбирать ответы на самые распространенные вопросы. Сегодня вопрос звучит так: "А лошадке не больно ходить по асфальту?" или "А ей не больно подковы прибивать?". И я постараюсь предельно ясно ответить на эти вопросы.
Итак, начнём с того, что копыто, а точнее та часть, которую видно если не поднимать ногу лошади, состоит из рогового слоя - это как у человека волосы или ногти, как у коровы рога. То есть, материал сам по себе довольно прочный, но, поскольку работаю я в городе, то и спрашивают меня в основном о городских лошадях. Безусловно, когда конь постоянно работает в городе, когда есть необходимость рысить по дорогам(в карете, к примеру) - лошадь просто обязательно подковать, иначе копыта надолго не хватит и уже через день-два ваша лошадка захромает. Вопрос про суставы это немного из другой области, однако и на него отвечу: когда лошадь в течении продолжительного времени постоянно ходит по одному и тому же покрытию(в данном случае - асфальту), её суставы адаптируются под такую нагрузку и практически никакого вреда ей этот вид грунта не приносит, если, конечно, проведена подготовительная работа и лошадь выводили на асфальт постепенно, с увеличением продолжительности нахождения и работы.
Так вот, вернёмся к нашим баранам. Точнее, копытам.
Если по-простому, копыто состоит из рогового слоя, стрелки и мякиша. Остальные части всё равно нужно знать только ковалю(тому, кто подковывает коней).
И чувствительным местом является именно стрелка, которая находится чуть глубже, чем всё остальное копыто, именно для того, чтобы лошадь при ходьбе наступала на подошву, а не стрелку. И именно из-за того, что копыто сотрётся и лошадь будет ходить на этой чувствительной стрелке и хромать, коней стали подковывать.
Сначала коваль расчищает копыто - срезает и стачивает обросший сверх меры роговой слой, верхний и грязный слой подошвы, верхнюю омертвевшую часть стрелки, придаёт копыту красивую овальную или круглую форму. Далее он примеряет подкову к копыту. Если подкова широковата - её на наковальне принудительно сужают молотком, проделывают с ней ещё десяток операций, чтобы подкова пришлась точно как влитая. Бывает ещё вариант ковки "на горячую". Это когда коваль разогревает подкову горелкой, а потом прижимает её к копыту. Лошади не больно, но запах при этом стоит - мама не горюй! И по оставшемуся от горячей подковы следу на копыте коваль видит, в каком месте подкова прилегает неплотно. Но так делает меньшинство. А большинство всё-таки обходится руками и глазомером. Как только подкова идеально ложится на копыто, её "наживляют" 3-мя гвоздями - спереди и по бокам, затем ногу опускают, чтобы посмотреть окончательный вариант, правильно ли подкова "сядет". Ну и если всё в порядке, забивают уже остальные гвоздики. Они острые и тонкие, входят в копыто быстро и мягко, лошадь при этом не испытывает абсолютно никакой боли, поскольку гвозди затрагивают только стенку копыта.
Нужно ли писать, что работа коваля тяжела и морально, и физически, поскольку лошади и их хозяева бывают разные, как и их требования. Но и оплата ковалю вполне достойная - минимальная ковка одной ноги - от 1500 рублей. Время зависит от мастерства и усердия - видела я и ковку всех 4-ёх ног за 1,5 часа, и ковку одной ноги целый вечер.
Что ж, подытожим: по асфальту кованой лошади ходить не больно, если её суставы к этому готовы или привыкли и гвозди в копыто забивать тоже не больно.
На этом считаю ответ на эти вопросы завершенным. Спасибо за внимание и здоровья вашим питомцам!❤️