6 сентября клуб «Валдай» провёл экспертную сессию в рамках деловой программы ВЭФ-2022 на тему «Ворота в многополярный мир. Дальний Восток в новой архитектуре международных отношений». Публикуем основные тезисы выступающих. Вы также можете посмотреть сессию полностью, она доступна по той же ссылке.
Андрей Быстрицкий, председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», модератор
Название нашей сессии перекликается с названием самого форума: «На пути к многополярному миру». Удастся ли нам построить непротиворечивые отношения в этом мире, сделать так, чтобы в нём было комфортно, безопасно и удобно всем? Это важнейшие вопросы для нашего дальнейшего развития.
Юрий Трутнев, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
В форуме принимает участие 68 стран, причём не только близкие к Дальнему Востоку России: это и Австралия, и Австрия, и Великобритания, и США, и Германия, Франция, Швейцария, Япония, Ирландия, Италия – можно перечислять очень долго. Это говорит о том, что, несмотря на существенно изменившуюся конструкцию мира, тем не менее мы интересны друг другу, мы пытаемся друг друга понять. А значит – у нас есть шанс.
Поворот России на Восток произошёл не сейчас. С тех пор, как Владимир Путин объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом, стартовало почти 3 тысячи проектов, почти 3 триллиона рублей пришло частных инвестиций, подписанных соглашений – на 6,3 триллиона.
Дальний Восток стремительно развивается. Это точка пересечения миров. Но есть новые вызовы, фрагменты развития. А значит, новые задачи:
- Ускорение развития восточного полигона железных дорог. Мы сегодня не справляемся: на сегодняшний день уже 78 миллионов тонн не перевезено, а это около 1,5 триллиона потерянного валового национального продукта.
- Развитие Северного морского пути. Это транспортная артерия, которая занимает большое место в экономике, по Севморпути правительством уже принят план.
- Совершенствование режимов взаимодействия с дружественными странами. Мы хотим, чтобы в полной мере работали механизмы признания дипломов, сертификатов, чтобы проекты, которые будут жить на новых международных территориях опережающего развития, действовали не только в рамках национального законодательства, но и в рамках межправительственных соглашений.
Ван Вэнь, исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета (RDCY):
Я впервые во Владивостоке. Мы вчера поднялись на вершину сопки, откуда открывался вил на город – очень похожий на Гонконг. И я подумал, почему не развивать Владивосток так же, как Гонконг? Что нужно для этого:
- Первое – это реализация финансовых проектов, вы должны выстроить город как мощный финансовый центр. В 1990-е годы все инвестиционные потоки и зарубежные инвестиции проходили через Гонконг, таким образом он смог подняться и стал крупнейшей мировой биржей. Владивостоку есть на что равняться.
- Второе – создание инфраструктуры. Должны быть удобные дороги, обеспечивающие конкурентоспособность.
- Третье – важно создание крупного рынка. Владивосток, Приморье, находится на берегу Японского моря, и он должен открываться миру.
Тема нашей беседы – многополярный мир. Двадцать лет назад в мире произошли большие изменения. В ближайшее десятилетие Китай обгонит США. Сейчас Индия стала пятой экономикой мира. В ближайшем будущем нас ждёт такой расклад: первой экономикой будет Китай, второй – Индия, третьей – США, четвёртой – Япония. А где же Европа? В Европе происходит закат, спад.
Какова роль России? Сейчас она может пользоваться дивидендами, которые создают её непосредственные соседи. И Приморский край играет большую роль в развитии Дальнего Востока России, важно интегрироваться в общую экономическую систему.
Наталья Стапран, директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации
В последние десять лет Дальний Восток очень динамично продвинулся вперёд. Многое сделано, многое ещё предстоит.
Владивосток – ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Но надо понимать, что конкуренция очень высока. Можно рассматривать модель Гонконга, о которой говорил Ван Вэнь, но сколько лет заняло у Гонконга это развитие? А, может быть, Владивосток похож на Сан-Франциско... На Тихом океане множество экономических центров.
Опыт, который предлагают наши азиатские партнёры, страны АСЕАН, – очень серьёзный задел для России. Но сложно создать условия, которые бы конкурировали с другими регионами. Главные моменты:
- Развитие логистических путей, путей сообщения – это и железная дорога, и Севморпуть.
- Нормативно-правовое регулирование отношений. Мы стоим сейчас перед многими вызовами: от европейских систем верификации, признания приходится отказываться, но это и неплохо – мы смотрим на страны Азии.
- Зоны свободной торговли, которых в АТР огромное количество, отсюда вопрос – будем ли мы догонять, прыгать в уходящий поезд, либо предложим что-то своё. Дело в том, что современная глобальная экономика, цифровая экономика позволяют нам сократить путь к глобальной торговле, тот долгий путь, который прошли наши азиатские партнёры.
- Запрос на зелёное развитие.
Б.К. Шарма, генерал-майор в отставке, директор United Services Institution
Азия становится гравитационной точкой, куда стекаются все. Но мы живём в тяжёлый период, где много неопределённости. Мир пережил три толчка: ковид, уход США из Афганистана, украинский кризис, и всё это повлияло на международную ситуацию.
На международном уровне сейчас больше конфликтов и конкуренции. Ряд стран пытается насаждать свою идеологию в других регионах. Мы видим попытку доминирования через так называемые новые ресурсы – через технологии (микрочипы, полупроводники). У некоторых стран есть привычка всех наказывать и пугать экономическими санкциями.
Однако пирамидальная структура мира начинает рушиться: развивается Азия, прежде всего Китай, развивается Россия, другие страны, в частности Индия, также выпрямляются и показывают свою силу на международной арене. Мир становится на рельсы многополярности. За этим будущее.
На Украине идёт гибридная война – попытка подрыва международного миропорядка. Но Россия и многие страны Азии подходят к международной повестке более глобально и ответственно и пытаются сделать так, чтобы все пришли к кооперации и сотрудничеству.
Отношения Индии и России развиваются вне политики конфронтации. Наши взгляды на будущее развития мира похожи. Владивосток может стать местом объединения людей – это одна из возможностей развития и для Азии в целом.
Для нас это значимо и с точки зрения энергетического сотрудничества. Индия – одна из стран с большим потреблением энергии, и нам было бы удобно, если бы Дальний Восток России развивался. Также нам интересно взаимодействие в сфере зелёных технологий.
В связи с этим важна реализация проектов развития Севморпути, нужен интегрированный морской коридор, чтобы Россия могла торговать через Иран. В таком случае Индия тоже может занять своё место в транспортировке грузов в эти части мира.
Есть озабоченности:
- Премьер Моди недавно заявил, что нельзя допустить милитаризации Арктики – сейчас есть такая опасность.
- Кроме того, есть опасения, что отношения между Индией и Китаем могут подорвать отношения России и Индии.
Но главное, что Индия готова поддерживать Россию в развитии Дальнего Востока, и, думаю, что в итоге она займёт позицию стратегического балансира во всех процессах.
Анастасия Лихачёва, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Складывается впечатление, что всё перечисленное слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но эти условия действительно есть, и они носят долгосрочный характер. Для России важен выбор лучшего.
Возвращаясь к теме сессии (многополярность) – важно не количество полюсов, а их качество. Вся логика поворота на Восток основывалась на глубоком понимании того, как устроена глобализация, глобальные рынки и какую роль в этих отношениях играет Азия. В последние полгода процессы ускорились, пошла глубокая ревизия. И этот пересмотр не будет мягким, быстрым и полюбовным.
Один аспект перехода к новой глобализации уже очень чётко оформляется – это отход от товарно-номенклатурного снобизма, который был присущ последнему этапу глобализации: «Поставка вульгарных углеводородов, пшеницы, удобрений? Да это лишь базовый уровень». Так было и на уровне риторики, и на уровне распределения корпоративной стоимости. В последние годы приложение по доставке продуктов могло оцениваться в десятки раз дороже, чем компании-поставщики и производители таких продуктов. Сегодня для десятков стран уже неважно, какое у тебя приложение для доставки продуктов, если у тебя нет хлеба и нечем зарядить телефон.
И этот переход очень важен для Дальнего Востока, для того, как он будет вести Россию в Азию и шире – в большой мир на Восток и на Юг.
Мы готовы экспортировать не только конкретные товары: мы готовы экспортировать продовольственную, водную, энергетическую безопасность. И это огромное конкурентное преимущество. Экспортная ценность Дальнего Востока – готовность эти товары предоставлять предсказуемо и устойчиво.
Нам важно:
- осознать, что мы способны экспортировать не только баррели,
- развивать инфраструктуру;
- не мелочиться с инвестициями – ставки сейчас очень высоки, и эти инвестиции отобьются.
#ВЭФ #ВЭФ2022 #валдайский клуб #дальний восток